Портал sntat.ru знаменитый капитан рассказал о субординации в семье и на службе и о том, что «Арабелла» значит в его судьбе.

 

В 2010 году о Романе Лизалине узнала вся страна. Да что там страна! Весь мир! Жаль, повод был трагическим - крушение «Булгарии». Роман Лизалин, будучи капитаном корабля «Арабелла», не прошел мимо потерпевших крушение и организовал спасательную операцию. 79 человек, которые провели в воде 2 часа и которых до этого не взяли на борт аж два судна, уже и не надеялись, что их спасут.

Можно было бы сказать, ну и что? Мол, просто выполнил свой долг. Каждый на его месте так бы поступил. Но вот оказалось, что не каждый и вообще Роман Евгеньевич - герой со стажем, ну или его просто всегда тянет быть в нужное время и в нужном месте. За 10 лет до «Булгарии» 12 июля 2001 года Роман уже пережил трагедию на борту: на теплоходе «Константин Циолковский» случился пожар, где тогда 20-летний моторист Роман Лизалин получил ожоги 36% кожи.

Но даже после этого он с опасной профессией не завязал и стал капитаном. Самым молодым капитаном в истории российского флота.

- Чем сейчас занимаетесь, пассажирам какого теплохода повезло путешествовать с вами?

- С октября 2012 года моя «Арабелла» в затоне на ремонте. Я и часть моей команды принимаем активное участие в переоборудовании теплохода. Все, конечно, горим желанием выйти в рейс, скучаем по речным просторам, но процесс ремонта небыстрый. Мы решили, что пусть будет подольше, но качественнее. От прежнего судна ничего практически не останется. Оно только внешность сохранит, ну и название. Это же теперь бренд.

В 2010 году популярность накрыла Романа Лизалина. У скромного капитана, как у настоящей звезды, появились десятки фейковых страниц в соцсетях, созданные поклонниками. Роман говорит, что его настоящая страничка есть только в Фейсбуке. В «друзья» добавлялись по 2 тысячи человек в день. Он и «герой нашего времени» и «мужчина года», не говоря уже об орденах, медалях и премиях. Роман говорит, что получать все эти награды ему неловко, тем более что главное в его жизни не оценить никакими медалями.

- В 2012 году я женился и у меня родилась дочь. Я очень счастлив и очень люблю свою жену Арину и дочку Викторию. Дочка меня радует каждый день, каждый день преподносит мне какие-то сюрпризы. И это самое большое счастье – видеть, как растет твой ребенок. Я даже не знаю, что бы было, если бы я ушел в плавание, как бы я скучал. Но судьба дала мне возможность наблюдать первые шаги дочки и первые слова. Не каждому речнику удается это, и я за такой подарок благодарен.

- Как вы познакомились с супругой?

- Нас с ней речной флот познакомил. Я был капитаном, она путешествовала на «Арабелле». Если вы хотите услышать какую-то романтическую историю, как в телесериале, то я вас разочарую, ничего такого не было (смеется). Всё как у всех: общались, подружились, потом дружба переросла в нечто большее, и мы решили, что пришло время узаконить свои отношения.

Вообще, Роман не любит рассказывать о личной жизни. Когда речь заходит о семье, он пытается скорее перевести разговор на другую тему. Единственное исключение - дочка. О ней он может говорить бесконечно.

- Дома я не капитан! У нас капитан в семье - это дочка. Супруга у нее - первый зам, старпом, так сказать. А я - боцман. Нет, наверное, даже матрос (смеется). У нас субординация дома отличается от служебной. Не знаю, хорошо это или плохо... Наверное, хорошо, потому что постоянно быть ответственным за всё и на работе и дома - это тяжело и утомительно. Когда кто-то принимает решение за тебя, это облегчает жизнь. Пусть дома будет так.

С таким же воодушевлением Роман рассказывает еще и про работу. Слушая его, сердце переполняется радостью, что есть такие люди, которым не всё равно, которые любят свою страну и профессию, знакомством с которыми можно гордиться.

Сейчас я курирую несколько проектов. Один из них касается подготовки кадров для речного флота. Это больная тема, потому что если мы новое судно можем построить за три года, то на то, чтобы воспитать хорошего капитана, уходит не один десяток лет.

- Кто будет работать на этих новых судах? В ближайшее время мы проведем модернизацию речного техникума, сделаем кампусную систему обучения, где будут учебные корпуса, спортзалы, общежитие. Это позволит принимать деревенских ребят. Они очень хорошие, выкладываются по полной. Но у них нет возможности снимать квартиру, чтобы жить, учиться здесь. Сейчас занимаемся выбиванием денег. Процесс небыстрый, но его нужно решать, уже подготовили письма в правительства и Татарстана, и России. Второй проект, который я хочу реализовать, связан с воссоединением Крыма. Хотелось бы связать полуостров с Россией водными путями. У меня мечта - построить судно класса «река - море», на котором люди могли бы с комфортом путешествовать. Жители Крыма могли бы прочувствовать всю красоту России, больше узнать страну. Я уверен, что эти туры будут пользоваться огромной популярностью.

Невозможно встретиться с Романом и не спросить про «Булгарию». Когда он вспоминает ту трагедию, то становится мрачным и задумчивым.

- Жизнь моя изменилась, конечно, такое событие не может пройти бесследно. Когда встречаемся с экипажем, часто вспоминаем тот день. Мы должны извлечь из этой трагедии урок, чтобы не допустить таких ошибок. От этого я меньше любить свою работу не стал, наверное, даже наоборот. Ничем другим заниматься, кроме речного флота, не смогу.

- Вы публичным человеком стали, можно даже сказать медийным. Какую-то пользу в этом находите?

- Я не считаю себя публичным, я обычный человек. Не люблю быть на публике. Хотя, наверное, сейчас сам себе противоречу, потому что все капитаны публичные люди. Приходится быть объектом повышенного внимания, и вот это мне не очень в моей работе нравится. Да, меня стали узнавать на улицах, но какая в этом польза? Хотя подождите, хорошие моменты все-таки есть.

Мне стали много писем присылать мальчишки, которым сейчас по 10 - 12 лет. Они искренне пишут, что хотят быть похожими на меня, просят совета, спрашивают про семью, про жизнь, но в основном делают акцент на выборе профессии.

Я всегда отвечаю и буду отвечать на каждое такое письмо. Иногда взрослые предоставляют ребят самим себе, говорят, мол, пусть сам решает. А я думаю, что молодым нужен совет, я понимаю, что перед ними сложный выбор. Профессий много, и каждая нужная, но нужно осознанно выбирать, то есть не просто увидеть по телевизору Гагарина и решить, что тоже хочешь стать космонавтом. Вот я провожу такой ликбез, честно рассказываю об обратной стороне своей профессии, о том, что капитан - это не просто ходить по палубе в белом костюме. И кстати, очень много молодых людей, которые узнали от меня, что их ждет, выбрали флот. И я этим безумно горд. Вот это - главный положительный момент в моей популярности - то, что раньше у меня не было такой возможности повлиять на молодежь, а сейчас есть.