На дорогах столицы все чаще мелькает необычный прогулочный транспорт: на Баумана - велорикши, на городских набережных можно встретить трех- и четерыхколесные велосипеды непривычной формы.

 

Создатели отдельных уникальных моделей живут в Казани. Их веломобили сегодня колесят по многим городам России и за рубежом. Портал sntat.ru встретился с современными «кулибинами». 

Эдуард Стовбунский по образованию  инженер-конструктор, закончил Харьковский политехнический университет. Четыре года проработал в Луганске. А потом познакомился с будущей женой и за ней переехал в Казань. Здесь и начал собирать веломобили. Поначалу шли детали из старых или сломанных отечественных велосипедов «Спутник», «Урал». Что-то друзья приносили, что-то сам находил. Вот так, работая по ночам, за 60 дней казанец собрал 12 вариантов необычного транспорта. Правда, первый рассыпался по дороге на дачу. Зато каждый последующий был усовершенствован и, как говорится, доведен до ума. 

- Веломобили можно из чего угодно сделать. Я просто болел. Из-за проблем со здоровьем невозможно было ни на велосипеде, ни на байдарке покататься. А мы в Голубом заливе построили дачу. И как туда добираться? Вот и собрал веломобиль. На нем нагрузка снимается с ног, вен, и немного с сердца, потому что педали крутишь горизонтально, а не сверху вниз, как на обычном велосипеде. И, если правильно сел, ногами упираешься в педали, а поясницей в спинку, можно сиденье вовсе выкинуть. Я после операции на стуле не мог сидеть, а на веломобиле ездил, рассказал порталу sntat.ru Эдуард Стовбунский.

Тогда же в одной из школ Эдуарду предложили организовать кружок по сборке веломобилей. Но дело оказалось непростое, трудоемкое. Не всем школьникам хватило терпения. Из 10 учеников половина перешла в футбол. Еще трое ушли. И только двое собрали. 

Затем на базе Строительного училища открылась мастерская по производству инвалидных колясок по индивидуальным заказам. И даже эти изделия в руках мастера перестали быть простыми средствами реабилитации. Эдуард с группой энтузиастов-инженеров разрабатывал и создавал гоночные инвалидные коляски. Спортсмены без ног выходили с ними на соревнования и выигрывали гонки. Каждую коляску выпускали с учетом индивидуальных потребностей ее владельца. Заказы шли через министерство соцзащиты. 

- Приходит человек ампутант, ему дают коляску общего типа. А зачем она ему, что он с ней будет делать? Она для него не годится. Или после инсульта у человека одна рука работает, другая - нет. Мы всё это учитывали. Однажды сделали коляску для челюстного хирурга 12-й больницы. У него тоже были больные ноги, он на инвалидности был. И во время операций ему тяжело было стоять. А надо было все время перемещаться. Нужна была такая коляска, чтобы он мог переместиться, потом закрепиться, и так далее, и чтобы при этом он мог выполнять свою тонкую медицинскую работу. И мы сделали ему такую коляску, - рассказывает Эдуард Стовбунский.

За 10 лет в мастерской собрали около тысячи таких уникальных колясок. Но о своем увлечении Эдуард не забывал. Коллеги по цеху поддержали.

Параллельно на этих же станках стали собирать веломобили. К тому времени сюда устроился еще один любитель-веломобилист Денис Силантьев. Недавно закончил КАИ. А необычным хобби увлекся еще в детстве.

- Я всегда интересовался веломобилями. В 80-х годах журналы выписывал «Юный техник». Тогда эта тема была популярной. Мне было интересно что-нибудь создавать или усовершенствовать. Велосипедный рынок в те годы был не особо развит. Велики только местные и ограничены в возможностях. А хотелось чего-нибудь необычного. Так и стал собирать свой веломобиль. Начинал с  отцом, потом уже сам продолжил. Первая моя модель была - двухколесный лежачий велосипед, которым я до сих пор иногда пользуюсь. За зеленый цвет и габариты его прозвали крокодилом. Работать над ним я начинал в квартире. Пришлось специально покупать сварочный аппарат, чтобы всё это собрать. В гараже варил. А потом встретил Эдуарда, он и пригласил меня в эту  мастерскую, - вспоминает Денис Силантьев.

 

Для собственных веломобилей комплектующие собирали по всей округе. Ну, а потом, когда пошли заказы и перешли на серийное производство, стали закупать велосипедные запчасти. Первая совместная разработка - трехколесный лигерад получил название от первых имен конструкторов: Денис и Эдуард — ДенЭди. Но потом для благозвучия его стали называть просто «денди». Чуть позже появился «Биг- денди» с увеличенным передним колесом. Впрочем, весом не тяжелее обычного велосипеда - 19 кг. Только складывался компактно, так что его можно было закинуть за спину, как заплечный рюкзак. Следующая модель, складываясь, уменьшалась до размеров небольшого чемоданчика и в него же складывалась.

Сосед Эдуарда по дому тот наоборот попросил сделать для него грузовой веломобиль с прицепом. И до сих пор работает только на нем. Несколько маленьких лигардов ежегодно отправляют в Ижевск в детские лагеря порадовать ребят. Вскоре заказы на изделия казанских велоконструкторов стали приходить со всей России и стран ближнего зарубежья. Увлеклись их разработками те же инвалиды-колясочники. Для них Эдуард и Денис создали веломобили с ручным приводом. С энтузиазмом брались за каждую необычную заявку. Зарекомендовали себя казанские «денди» и на российских фестивалях веломобилистов. Конструкторы любят не только создавать свой необычный транспорт, но и путешествовать на нем. Эдуард на своем «биг-денди» объездил всю страну, затем прокатился по Европе, проехал тысячи километров. Его путь по дальним дорогам почти равен экватору Земли.

Сегодня конструкторы покидают насиженное место - мастерскую пришлось перевезти - уж больно высока аренда. Пока переехали в гараж. Хоть и тесно, планируют здесь работать. Несмотря на все сложности бросать начатое не собираются.