Долой с казанских улиц витиеватые скамеечки в манере рококо и полиуретановую лепнину в псевдоклассическом стиле. Даешь нестандартные решения! Только авангардизм, только хардкор!

 

Такую задачу поставили перед молодыми архитекторами на фестивале Архстоун. 30 человек под руководством опытных кураторов разрабатывали проекты преобразования городских территорий. Причем рисовали не «в стол», как это нередко бывает, если речь идет о преображении муниципальных территорий, где дизайн каждой урны нужно согласовывать в десятках кабинетов. Участникам сразу сказали, что все идеи, какими бы они сумасшедшими ни были, получат право на жизнь.

В итоге Казань в ближайшее время прирастет золотым яйцом на пересечении улиц Меридианной и Сибгата Хакима. Внутри бетонной конструкции, покрытой глазурью, можно будет спрятаться от дождя и ветра. Там будет лавочка и стеклянное окошко, из которого можно смотреть на улицу.

На площади Тысячелетия из огромных бетонных букв сложат слово «вечность».

Жителям Солнечного города покажут «Выход из плоскости» - так будет называться пешеходный бульвар, а на Привокзальной площади казанцам и гостям столицы помогут открыть шестое чувство. Там появятся конструкции, характеризующие пять основных органов чувств: клумба с душистыми травами и цветами (обоняние), двухуровневый фонтанчик с питьевой водой, чтобы по росту и детям, и взрослым (вкус), колонки, которые будут транслировать звуки городов мира (слух), интерактивный монитор с картой Казани (зрение) и трубы с отверстиями для пара (осязание). А в качестве неведомого шестого чувства авторы предложили энергию. Ее будет символизировать площадка для йоги - она расположится в южной части площади - ближе к Чернышевского.

Кроме этого в жилых комплексах Казани появятся дизайнерские скамейки и урны. Они мало того что удобны и оригинальны - с музыкой или подсветкой, яркость которой зависит от количества людей, которые решили присесть, а еще просты и экономичны в исполнении. Их уже начали делать в цехах домостроительного комбината. 

Мнения

Гузель Файзрахманова, преподаватель КГАСУ, кандидат искусствоведения, научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань»:

- В Казани нет современных малых архитектурных форм, уличной мебели. Отдел по благоустройству по старинке закупает стандартные скамейки, стандартные урны. Полностью отсутствует монументальная скульптура, всё что у нас есть - осталось с конца 80-х годов прошлого века, и то все эти монументы связаны с советской идеологией. Современной скульптуры нет, представлена псевдоакадемическая стилистика - это памятники Шаляпину, Фуксу, Кул Гали, да, в них дух той эпохи, но нашему времени они не отвечают. Если говорить, готовы ли наши жители к современным формам - нет, конечно, не готовы. Народ, как бы обидно это ни звучало, - дикий и его надо окультуривать в том числе через идеи, которые предложили на фестивале. Тем более я бы не назвала их авангардными, до настоящего авангарда нам еще очень далеко. С Западом в этом смысле у нас гигантский разрыв.

Петр Сафиуллин, автор «Золотого яйца»:

- Мне хотелось создать объект, который мог бы претендовать на достопримечательность хотя бы городского масштаба. Если туристу в центре Казани есть что посмотреть, то на этой стороне реки нет сооружений, которые могут заинтересовать и стать символом. А яйцо - это вариант. Оно золотое - это цвет благополучия, сама форма - символ мироздания. Это большой объект, который будет хорошо виден и с противоположной стороны Казанки. Вы сможете сказать «встретимся у яйца», и всем сразу станет понятно - где, потому что яйцо в городе одно.