В России собираются изменить правила обучения в автошколах. Портал sntat.ru выяснил, насколько готовы водители после четырех месяцев обучения сесть за руль и как скажутся нововведения на безопасности дорожного движения.

 

В 9 авариях из 10 виноваты автовладельцы. Они превышают скорость и выезжают на полосу встречного движения. В ГИБДД в этом видят, в том числе вину инструкторов по вождению. Практика езды - самое слабое звено в цепочке подготовки будущих водителей. Если теорию с первого раза сдают 78 процентов курсантов, то «не завалить» вождение получается только у 42 процентов. По программе на практику отводят 50 часов, но бывает, что ученики уроков вождения не дополучают - вместо положенного часа занятия идут меньше. 

Впрочем, сейчас ситуацию не сравнить с той, что была несколько лет назад. Тогда были популярны «серые» автошколы, которые заманивали клиентов низкой ценой. Выучиться на права предлагали за 9 тысяч рублей. Лицензия на работу не требовалась. 

- Контроля не было. Как только начали контролировать, такие школы разбежались. Раньше 127 автошкол было в Казани, осталось 100, - говорит генеральный директор Федерации автошкол Татарстана Артур Абдульзянов. 

После этого составили рейтинг учебных учреждений. На сайте Федерации автошкол Татарстана можно проверить «имидж» тех, что работают в Казани и районах. Чем больше курсантов сдают экзамен с первого раза и чем меньше выпускников, которые совершают ДТП в течение первых трех лет за рулем, тем статус выше. Такая открытая система и позволила заметно поднять качество подготовки водителей. 

В автошколах уверены, что после обучения человек готов сесть за руль. Четыре месяца достаточно, чтобы усвоить теорию и получить практические навыки.

Но тут срабатывает другой фактор - психологический. Как только водитель начинает чувствовать себя свободнее, он забывает про правила езды. 

- Многие водители делают так, как другие. Все ездят на «красный» и я проеду. Многие пьяные ездят, мы же в автошколе не наливаем стопку и не учим ездить пьяными. Это всё зависит от общества, в котором живет ученик. Многие нападки на автошколы необоснованны, - объясняет заведующий казанской школой высшего водительского мастерства Евгений Горожанин. 

За такие «психологические нюансы» решили взяться. В России утвердили новую программу подготовки водителей в автошколах. Ее называют реформой обучения. Она коснется и учеников, и сами автошколы, и даже тех, кто принимает экзамены в ГАИ. 

Во-первых, увеличится количество занятий. Если сейчас на вождение отводят 50 часов, то будет - 56. Теория со 106 часов увеличится до 134. Отчасти теоретический курс станет больше за счет психологии: будущих водителей начнут обучать культуре поведения на дорогах, чтобы они могли спокойно разрешать конфликтные ситуации. 

- Занятия по психологии наверняка помогут тем, кто осознанно подходит к вопросам вождения, а они и так очень редко нарушают правила. Но, разумеется, лишними эти занятия не будут, потому что научат расслабляться в моменты стресса. Сюда относятся пробки, неадекватное поведение других водителей. Это поможет человеку удержаться от собственных необдуманных действий, конфликтов, - говорит психолог Виктория Балтина.

За парту придется сесть и многим инструкторам. 

- Инструкторы должны быть с высшим или средне-специальным техническим образованием. То есть с кулинарным образованием человек не должен преподавать. Он должен быть и специалистом, и преподавателем, и психологом, - объясняет заместитель начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД МВД по Татарстану Ильяс Галявиев. 

Изменится и прием экзамена в ГАИ. В будущем сдавать на права можно будет как на привычной асфальтированной площадке, так и на автодроме - это территория, оборудованная автоматизированной системой. На такой курсант будет ездить без инспектора ГИБДД. Система сама «учтет» все ошибки и выдаст результат - прошел человек тест на профпригодность или нет. В этом случае пропадает человеческий фактор и «договориться» с инспектором уже не получится. Но когда появятся такие площадки - вопрос открытый. На оснащение одной уйдет 30 миллионов рублей. Их могут построить госучреждения, ГАИ или сами автошколы. 

- Автоматизированный автодром пока необязателен. Можно сейчас сдавать и на обычной заасфальтированной площадке. Но думаю, что автодромы их быстро вытеснят. Скорее всего, их построят на базе ДОСААФ, идут переговоры о выделении денег. В каждом регионе будет минимум один автодром, - рассказывает Артур Абдульзянов. 

Нововведения скажутся на стоимости курса. Сейчас пройти обучение на права можно за 22 - 25 тысяч рублей. По примерным подсчетам цена возрастет на 20 - 30 процентов.

- Если будут дополнительные часы, то нагрузка на сотрудников увеличится как по теории, так и по вождению. Соответственно, надо будет и учеников меньше набирать. Посмотрим, но, скорее всего, и штат придется расширять, - говорит Евгений Горожанин. 

На новую программу обучения автошколы ориентировочно должны перейти уже с осени. Те же, кто учится на права сейчас, закончат курсы по старой программе. 

Мнение

Почему водители нарушают Правила дорожного движения 

Виктория Балтина, психолог: 

- Во-первых, так люди самоутверждаются. В основном это водители от 18 до 22 лет. На гормональном уровне у них возрастает склонность к риску и необдуманному поведению. Во-вторых, людям часто кажется, что авария с ними не произойдет: «Это случится с другими, но не со мной» - такой наш менталитет. В-третьих, играет роль безнаказанность. Человек думает, что если даже его остановят, он сможет договориться, позвонить, кому нужно и всё решить.