Ведущий  танцовщик  казанского театра оперы и балета дал эксклюзивное интервью «Событиям». Заслуженный  артист  Татарстана,  лауреат  Государственной  премии  рассказал о любимых партиях, зрителях и желании научиться плавать [ЭКСКЛЮЗИВ]

 

Мягкий, спокойный,  тонкий,  слегка  ироничный, обаятельный,  он  своей  солнечной  улыбкой  согревает  любого  собеседника.  Это  редкий  дар.  Жизнь  так неуловимо  соединила  в  его  душе   разные  города, страны  и континенты,  что  он  поистине  -  человек  МИРА.  Нурлан  обожает  классику,  но  при  этом  современен  по  характерным  чертам  пластики,  по  способу  движения  и  мироощущению.  В  нем  есть  самобытная  музыкальность,  позволяющая  от  классической  балетной  музыки  уйти  в  сложные  партитуры  современного  мелоса  и  дать   яркие  музыкально-пластические  произведения  первоклассного  достоинства.  Канетов  незаметно,  но  уверенно  ведет  балетное  искусство  по  широкому  пути  и  делает  поистине  равным    среди  родственных  ему  музыки,  живописи  и  ваяния.  Он  убежден,  что  театр  -  это  инвестиции  в  будущее.

 

В  театре  среди  любимых  партий Нурлана – Альберт  в «Жизели», Красс  в  «Спартаке»,  Джеймс  в  «Сильфиде», Шахрияр  в  «Тысяче  и  одной  ночи»,  Ромео.  

 

Мы  встретились  с  ним  в  дни  Нуриевского  балетного  фестиваля,  и  он  любезно  согласился   ответить  на  наши  вопросы.  

- Балет - искусство  для  всех   или  для  избранных?

 

- Однозначно -  элитарное!  Не  у  всех  этот  вид  искусства  вызывает   восхищение  и  далеко  не  каждый  способен  увидеть  в  пластике  и  танце  все  тонкости  красоты  и гармонии  мира,  разглядеть  душу  художника.  Хотя  в  последние  годы  желающих  прикоснуться  к  волшебству  балета    становится  все  больше  и  меня  это  очень  радует.  

                                                     

- Вас  не  тяготит  роль  премьера  в  театре?  

 

-  Нет,  не  тяготит.  Я  прекрасно  осознаю,  что  балетный  век  очень  короткий  и на  смену  всегда  придет  кто-то  другой.  У  каждого   времени  свои  герои  и  не  стоит  замыкаться  на  своей  значимости  в  театре.  Главное - быть  честным  и  искренним  перед собой  и  перед  зрителями.      

 

- Чтобы  стать  «звездой»,  нужны  талант,  трудолюбие, внешность  и  умение  общаться  с  журналистами.  Каковы  должны  быть  пропорции   этих  «ингредиентов»?

 

- На  мой  взгляд,  исключительно  важными  «ингредиентами»  в  этой  составляющей  являются  талант  и  трудолюбие,  а  внешность  и  умение  общаться  с  журналистами  не  самое  главное.  При  этом  журналист  ни  в  коем  случае  не  должен  «давить»  на  «звезду»  и  быть  назойливым,  задавая  бестактные  вопросы.   Добавлю,  что  я  себя «звездой»  не  считаю  и   никогда  к  этому  не  стремился.  

 

- Вы  преподаете   в  хореографическом  училище  или  проводите  мастер-классы  с  молодыми  артистами?    

 

- Нет,  не  преподаю,  пока  я полностью  сосредоточен  на  своей  сольной  карьере.  Но,  думаю,  в  будущем  смогу  проводить  мастер-классы    с  молодыми  артистами,  передавать  накопленный  опыт  и  мне  это  представляется  очень  интересным. 

 

- С  каждым  спектаклем  идет  духовный  рост  или  все  уже  просто  профессионально  отрабатывается?  

                                                                                

- Каждый  спектакль  -   это  отрезок  жизни,  определенный  философский  пласт,  знаменательное  событие.   В   характере  каждого  персонажа   я  всегда  ищу  новые  краски,  детали,  невидимые  миру  штрихи  образа,  испытываю  трепет, и поэтому  повторов  не  бывает.  На  первом  месте   всегда  стоит  душа.  Огромную  роль  играют  и  партнер  в  спектакле,  и  сыгранность,  и  чувства  и  вдохновение,  которые  приходят  на  сцене.  На  репетициях  образ  выстраивается,  кристаллизуется,  идет  проникновение  в  рисунок  роли,  а  уже  на  спектакле  чувства  обостряются,  вдохновение   нарастает  гигантской  волной, подобно  цунами,  и  ты  с  партнершей  отдаешься  этой  стихии  с  удовольствием.   Именно  так  и  рождается  прекрасное  на  сцене.   Мне  очень  повезло  с  педагогами,  которые  своими  мудростью  и  бескорыстием  научили  меня  не  «существовать»,  а  жить  на  сцене,  забывая  о  реальности  и  погружаясь,  словно  в  медитацию,  в  своего  героя.  Как  приятно  после  каторжных  репетиций  и  бессонных   ночей  получать  в  итоге   цветы  и  аплодисменты!  Поистине,  как  говорила  Фаина  Раневская,  балет -  это  каторга,  усыпанная  цветами.  Полностью  согласен.

 

 

-  Артисты  -  люди  публичные.  А  Вы любите  одиночество? 

 

- Не  люблю  говорить  о  личной  жизни,  желая  самое  сокровенное  сберечь  для  себя. Поэтому  редко  пускаю  журналистов  в  собственный   мир,  который  мне  необычайно  дорог.

 

- Что  вы  не  умеете,  но  хотели  бы  уметь? 

 

- К  сожалению,  я не  умею  плавать.  При  этом  очень  люблю  море  и  всегда  мечтал  сделать  дальний  заплыв.   

 

- Придерживаетесь  строгой  диеты  или  иногда  балуете  себя?  

 

- Я, увы,  не  придерживаюсь  никакой  диеты,  но  при  этом  ем  только  полезную  пищу. При  моей  адской  работе  с  колоссальными  физическими  нагрузка  диета  ни  к  чему. 

     

- Где  интереснее  танцевать  -  в   России  или  за  рубежом?   А  где  публика  более  восторженная?       

 

- Артист  должен  танцевать  всюду!!!  Сцена -  это  особый  мир  без  географических  делений.  В  любой  стране  есть  и  восторженные,  и  равнодушные  к  балету  зрители.  Публика  везде  разная.  В  Европе  же  сдержанные,  но  в   конце  спектакля  устраивают  бурные  овации  с  бесконечными  вызовами  на  поклоны,  с  изобилием  цветов.  Занавес  открывается  и  закрывается  многократно  и  это  очень  приятно  нам,  артистам.     

 

-  Вы  любите  путешествовать?  Есть  любимая  страна  или  страна  мечты?    

 

- Я  просто  обожаю  путешествовать,  но пока,  увы,  получаются  только   гастрольные  поездки,  а  это  не  одно  и   то  же.  Очень  хочется  бродить   по  узким  улочкам,  наслаждаться  парками,  цветами,  архитектурой,  но  не  всегда  это  получается.  Приезжая  в  город  в день  спектакля,  стараюсь отдыхать,  потому  что  вечером  предстоит  большая  нагрузка  и  надо  быть  отдохнувшим  и  собранным.   Люблю  Европу,  потрясен  Испанией,  очарован  Парижем,  Барселоной,  Венецией.В  свободное  время  изучаю  историю  и  культуру  разных  эпох  и  цивилизаций. Мечтаю  побывать  в Японии,  Бразилии,  Австралии.

 

 

- Что  радует  в  Казани,  что  огорчает?  

 

-  Обожаю  Казань  с ее  необыкновенной  историей,  древней  культурой,  традициями,  добрыми  и  отзывчивыми  людьми.  Огорчают  отсутствие  прогулочных  зон  и  плохие  дороги. 

 

- У  Вас  есть  идеал  в  балете? 

 

- Я  восхищаюсь  талантом  многих  артистов, поэтому  выделить   кого-то  одного  не  могу.  Мне  импонирует  творчество  Хорхе  Дона,  французского  танцовщика  Мануэля  Легри,  потрясен  Дианой  Вишневой.   

 

- Какую  партию  Вы  мечтали  бы  исполнить?  

 

- Когда  я  впервые  увидел  балет  «Манон»  в  постановке  непревзойденного   Кеннета  Макмиллана,  то  сразу  же  влюбился  в  этот  потрясающе  красивый  и  эмоциональный  спектакль.  Мечтаю  станцевать  в нем  партию  де  Грие.  Надеюсь,  что  моя  мечта  сбудется.   

                                                 

- Можете  ли  потратить  безумные  деньги  на  что-то  красивое и  уникальное?    

                                                                                                                    

- Потратить  могу  и  с  удовольствием,  но  сначала  их  надо  иметь.

 

- С  кем  рядом  вы  бы  хотели  оказаться  в  музее  восковых  фигур?       

                

- Лично  меня  это  пугает  и поэтому  я  бы  вообще  не  хотел оказаться  в  паноптикуме.

 

                                      Беседовал  Марат Шакирзянов

фото автора и из личного архива Нурлана Канетова