Передовой опыт столицы Татарстана по проверке чиновников (как реальных, так и потенциальных) на детекторе лжи собираются распространить на всю Россию: Госдума готовит соответствующие поправки в антикоррупционное законодательство.  


Напомним, практика тестирования муниципальных служащих на полиграфе была ведена в Казани еще в 2007 году - распоряжением руководителя исполкома №1373р - «в целях объективной проверки честности, лояльности и благонадежности сотрудников аппарата и структурных подразделений». Правда, в документе оговаривалось, что процедура эта сугубо добровольная, а «результаты опроса с использованием полиграфа носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат». Каждый «доброволец», решившийся подвергнуть себя такому испытанию, обязательно дает письменное согласие «на психофизиологическое обследование с использованием полиграфа».

В ходе тестирования испытуемого проверяют сразу по нескольким параметрам: нет ли у человека темных пятен в биографии, в том числе криминальных, вредных наклонностей (алкоголь, наркотики, азартные игры…), которые препятствуют назначению на должность, имеются ли у него дополнительные источники и способы дохода, не совершал ли он должностные проступки, а тем паче, не использовал ли свое служебное положения в личных целях…  

В прошлом году тестирование с использованием полиграфа прошли 405 человек, в том числе 288 муниципальных служащих  исполкома Казани, и 117 кандидатов на вакантные должности. Сколько чиновников-добровольцев решились пройти проверку на детекторе в нынешнем году, в мэрии пока не подсчитали. А вот данных о том, скольких уволили с работы или не приняли на должность после того, как их «отбраковал» детектор лжи, оказывается, нет и не может быть.

- Сведения, полученные при опросе с использованием полиграфа, либо отказ от прохождения такого опроса не могут являться официальным основанием для увольнения или непринятия на работу, - объяснил Интертат.ру помощник мэра Казани по антикоррупционной политике Ратмир Шайдуллин. - Это противоречило бы многим законодательным актам, начиная от Трудового Кодекса РФ, который четко прописывает, кто и за что может быть уволен, и заканчивая Конституцией РФ, которая гарантирует право на труд и равенство всех граждан страны при приеме на работу. Чтобы показания полиграфа имели юридическую силу, недостаточно внести поправки в закон «О противодействии коррупции», требуется изменение целого ряда нормативных актов. Кроме того, надо учитывать, что показания полиграфа не являются верными на 100%. Ведь это всего-навсего машина, которая может давать сбои. Да и от квалификации «полиграфистов» многое зависит. Исходя из этого, любой, кому будет отказано в принятии на работу из-за опроса на полиграфе, сможет оспорить такое решение в суде. Дескать, с какой стати машина решила, что человек, например, берет взятки? Существуют и медицинские противопоказания для такого опроса. Например, беременность или сердечное заболевание. Словом, нюансов очень много…Поэтому я думаю, что если и введут такую практику повсеместно, то тоже только на добровольной основе.     

Тем не менее, Шайдуллин считает, что такие проверки нужны в плане получения информации к размышлению:


- Задача опроса с помощью полиграфа - выявить группу коррупционного риска, - говорит Ратмир Шайдуллин. - Но практика показывает, что те данные, которые были получены с помощью полиграфа, как правило, рано или поздно подтверждаются в реальной ситуации.