Добиться признания хиджаба частью школьной формы намерены мусульмане Татарстана и, вполне возможно, что им это удастся. В свое время ярые приверженки ислама из нашей республики отстояли право фотографироваться на паспорт в платках. А сейчас мусульмане решили бороться за то, чтобы хиджаб узаконили в школах.


В конце марта Интертат.ру писал о скандале, который разгорелся в нижнекамской школе № 5 с углубленным изучением отдельных предметов («Школу отделили от хиджаба»). Прокурорская проверка выявила, что девочки из татарских классов и некоторые педагоги  ходят на занятия в платках, «открыто демонстрирующих принадлежность к определенному вероисповеданию». Поскольку в России религия отделена от государства, прокуратура сочла этот факт попранием норм федерального законодательства и потребовала устранить нарушение, а также прописать в школьном уставе запрет на ношение религиозной одежды  в стенах учебного заведения.

Родители школьниц в платках восприняли такое «табу» в штыки и обратились за поддержкой к мусульманским правозащитникам и религиозным лидерам республики. И события вокруг нижнекамской школы начали разворачиваться со скоростью снежного кома, катящегося под гору.  

Хиджаб и светскость совместимы?



Так, 31 марта заместитель и.о. муфтия Татарстана Рустам-хазрат Батров посвятил «школьному» хиджабу целую статью в своем блоге. «Нарушает ли его ношение принцип светскости? - вопрошает он и тут же отвечает: «Отнюдь нет. В истинно светском обществе каждый волен одеваться так, как сочтет нужным… Поэтому нижнекамский прокурор своим требованием запретить хиджабы в школе в действительности выступает не со светских позиций, а с позиции латентной и ослабленной религиозности или же с позиций религиозно ангажированного атеизма… Мусульманам при желании можно переломить хребет и заставить их срывать платки со своих матерей и дочерей. Можно вытереть об них ноги и другими способами. Но на какую ответную реакцию рассчитывает общество, поступающее так со своими согражданами? Неужели кто-то хочет, чтобы аналогично поступали бы и с ним?»  

На следующий день, 1 апреля, когда о ситуации в школе Нижнекамска уже успели сообщить федеральные СМИ, на официальном сайте Минобрнауки РФ появились рекомендации для регионов «Об установлении требований к одежде обучающихся», в которых черным по-белому написано, что школьная форма необходима для «устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися…».

А 11 апреля вопрос о хиджабах в школе обсудили на заседании Общественной палаты РТ, которое инициировал Рустам Батров. Заседание было закрытым, однако известно, что Минобрнауки РТ было рекомендовано «ускорить процесс разработки регионального нормативного правового акта об установлении требований одежде обучающихся» и при этом «учесть экономические, национальные и демографические особенности региона».

В общем, мусульмане в Татарстане оказались не так просты, как на Ставрополье, и просто так мириться с запретом на «школьные» хиджабы явно не собираются.  

Шапочки от Зайцева

Напомним, что согласно новому Федеральному закону «Об образовании в РФ», который вступит в силу с 1 сентября, дресс-код для школьников вольны устанавливать сами образовательные учреждения: «общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими)». А в 5-й школе Нижнекамска как раз все «за» то, чтобы узаконить хиджабы в качестве элемента школьной формы. Выходит, если внести соответствующие изменения в устав школы, то никто не сможет запретить школьницам носить платки?..  

-  Для нас пока ничего не изменилось, - рассказала Интертат.ру по телефону директор Нижнекамской школы № 5 Фирая Ахметова. - Наши девочки из классов духовно-нравственного направления в воспитании (именно так называются в школе 7 классов, в которых обучаются дети из мусульманских семей - Авт.) по-прежнему ходят на занятия в хиждабах. Их родители решили, что девочки могут носить традиционную мусульманскую  одежду и в школе. Я считаю, это их право. Где вообще сказано, что в школьную форму не может входить головной убор? Я видела образцы новой школьной формы. Модельер Вячеслав Зайцев, например, предлагает всех школьников поголовно одеть в  шапочки. Но если можно шапочки, почему нельзя платки?..  



А Онищенко - против

- Я не знаю, что там предложил Зайцев, - прокомментировала Интертат.ру ситуацию  начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Минобрнауки РТ Эльвира Сафина. - А наши рекомендации по школьной форме пока еще не стадии разработки. Но, конечно, они будут направлены в муниципалитеты до 1 сентября. Чтобы школы успели выбрать для себя варианты и заказать форму. Причем законом не воспрещается, если в одном учреждении будет выбрано несколько вариантов школьной одежды. Свой - в каждом классе.  Но все должно быть в пределах разумного и в рамках закона.  

А «школьный» хиджаб, по мнению чиновников Минобрнауки РТ, в рамки закона не очень-то вписывается. Во-первых, согласно рекомендациям федерального министерства,  «внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». А, во-вторых, они не должны нарушать «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков», утвержденные постановлением главного санврача РФ Геннадия Онищенко. В этом документе сказано, что  «ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой… является причиной различных заболеваний, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения». Во как!

Но сколько бы ни ссылались наши чиновники на разные нормы и правила, весьма вероятно, что под давлением мусульманской общественности они будут вынуждены найти компромисс между инструкциями неподражаемого Геннадия Онищенко и законами шариата.