Казанский блогер Тимур Тимуршин опубликовал в своем ЖЖ пост, в котором изложил собственное видение методов борьбы с коррупцией в Татарстане, представленные им сегодня на встрече в аппарате президента РТ. На "конструктивный разговор" во властные кабинеты он был приглашен после того, как на один из его гневных постов в Twitter ответил лично глава республики. Рустам Минниханов обратился к кражданскому активисту с вопросом: "Где вы можете себя проявить? Напишите". Предлагаем читателям Intertat.ru развернутый публичный ответ Тимуршина, что называется, без купюр. 

 

Сегодня состоялась очередная встреча в Кремле с заместителем Начальника Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Р.В. Гайнутдиновым, на которой я озвучил свои предложения. На мой взгляд, наш диалог был конструктивным и интересным, договорились, что в Кремле документ внимательно изучат и после этого свяжутся со мной.


А вот и сам документ:

 

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ

или ответ на вопрос Президента Республики Татарстан «Где вы можете себя проявить?»


ЗАДАЧА

 

Создать открытую и эффективную систему по выявлению и противодействию коррупции и злоупотреблениям служебными полномочиями в Республике Татарстан.

ПРОБЛЕМАТИКА

 

1. Недоверие. Граждане республики так и не увидели ярких результатов борьбы с коррупцией. Следовательно, продолжают считать, что результатов – нет. Как бы чиновники или силовики не «отчитывались» о «процентах раскрываемости», «положительной динамике», «возбужденных делах по отношению к предыдущему периоду» и прочих формальных критериях, на мнение людей это никак не влияет.

 

А на что влияет? В широком смысле – на развитие «криминального мышления» у граждан, у молодежи («зачем работать, когда можно украсть – ведь все равно все так и делают»), на заведомую неэффективность любого экономического процесса, на «хотели как лучше, а получилось как всегда» и так далее. В узко-прикладном смысле – на отказ граждан сообщать в установленном порядке в профильные структуры о выявленных фактах нарушения действующих законов. Итог – есть факт нарушения закона, но нет потерпевших, дела разваливаются или даже не возбуждаются.


2. Фактическая интеграция, сращивание исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Формально все ветви независимы. Но почему же тогда люди убеждены в обратном и считают, что «все повязаны», «все друг другу родственники»? Вовсе не потому, что отдел по связям с общественностью плохо работает, а потому, что никакой пиар не в силах скрыть очевидное. Люди убеждены, что законодательная власть превратилась в «нотариальный орган» исполнительной власти, который, позёвывая, визирует «спущенные сверху» решения. И это в то время, когда каждый депутат призван, в том числе, на своем округе эту коррупцию выявлять и, с помощью все тех же профильных структур, искоренять. Но люди этого не видят. Как и не видят смысла к этому депутату обращаться, так как все равно «круговая порука». И по тем же причинам не идут в суды отстаивать свои права.

 

На что это влияет в рассматриваемом нами разрезе? Как минимум на то, что все эти выстроенные «деловые», дружеские или родственные отношения между людьми, стоящими у власти, мешают их эффективности борьбы с коррупцией. Информационная закрытость и фактическая «неприкасаемость» многих чиновников, вызывают острую реакцию в обществе и компрометируют власть. Общество хочет видеть торжество закона, но вместо этого получает «положенные под сукно» дела, «отмазанных родственников» или приговоры, несоразмерные, с точки зрения граждан, совершенному преступлению. Пока мы не донесем до людей тот факт, что закон в Республике Татарстан стал равным для всех, и что у нас нет «неприкасаемых», «племянников» и прочих «своих», пока мы будем продолжать бояться «испортить отношения», народ нам не поверит.

МЕТОДОЛОГИЯ

 

1. Успех в борьбе с коррупцией достижим тогда и только тогда, когда общество и власть действует со-направленно и сообща. И, соответственно, когда они действуют поодиночке, не согласованно или сепаратно – эта борьба никогда не увенчается успехом: власть будет скармливать обществу отписки и формальные отчеты, а общество – не принимать их и отрицать, накапливая озлобленность и гнев в тщетных попытках «прошибить головой стену», что сейчас и происходит.

2. Успех в борьбе с коррупцией – это сумма двух ключевых факторов: полномочия борца с коррупцией, как проявление политической воли Главы Республики (фактор успеха «от власти»), плюс вовлеченность общества в эту борьбу (фактор успеха «от общества»).

3. Успех в борьбе с коррупцией, как сумма этих факторов, неизбежно отягощен так же и сдерживающими факторами – противодействием системы и сопротивлением изменениям (со стороны власти), а так же непрозрачностью проводимых мероприятий (в сторону общества).

4. Выводим формулу Успеха борьбы с коррупцией:

S = aX + bY, где

S (success) – успех в борьбе, сумма результатов в каждом отдельном деле;
переменная Х – полномочия структуры, противодействующей коррупции (как проявление политической воли Главы Республики);
переменная Y – вовлеченность общества в дело противодействия коррупции;
коэффициент а – содействие профильных органов власти;
коэффициент b –публичность и открытость деятельности.

Из приведенной формулы очевидно, что если коэффициенты равны нулю (содействие равно нулю и публичность равна нулю) – факторы успеха тоже обнуляются. И наоборот – когда коэффициенты равны единице (то есть 100% содействия и 100% открытости и прозрачности) – залог того, что факторы успеха сложатся.

5. Конечно же, наша формула не имеет отношения к математике – это метафора, наглядно демонстрирующая взаимозависимость и взаимосвязь описанных явлений. Это логика, в которой нам предстоит разработать комплекс мероприятий по выявлению и противодействию ворам и казнокрадам, фальсификаторам и предателям. Это система, в которой «роль личности в истории» сведена к минимуму, система, не выстроив которую наше общество и государство обречены находиться в «ловушке догоняющего развития».

РЕШЕНИЕ

 

На основе вышеизложенного предлагаю создать механизм объединения усилий власти и общества в сфере борьбы с коррупцией. Механизм вовлечения граждан (общественных правозащитных организаций, отдельных активистов и неравнодушных) в совместную работу с профильными органами власти. А именно:

1. Собираем «народную рабочую группу», состоящую из рекомендованных мною общественных деятелей и правозащитников, обладающих однозначной репутацией и действующих на благо общества. Критерий отбора – находятся в состоянии конструктивного позиционного конфликта с представителями власти. Результаты публикуются и обсуждаются.

2. Путем аналитической совместной работы выделяем топ-3 ключевых направлений действия или 3 приоритетных антикоррупционных проекта. Критерии отбора – проблема должна касаться максимально широкого круга граждан или обладать ключевым системным значением. Важно: проекты должны быть приняты к совместной работе партнерами рабочей группы во власти вне зависимости от чьих-либо интересов, которые могут быть затронуты в ходе их реализации. Отобранные проекты публикуются и обсуждаются.

3. Собираем расширенную рабочую группу, в которую, помимо членов «народной рабочей группы» должны войти все представители органов власти, от которых зависит успешная реализация трех выбранных приоритетных (пилотных) проектов. Куратором расширенной рабочей группы должно стать лицо, обличенное наивысшей властью в республике – Президент. Он становится гарантом реализации этих проектов. Определяются критерии выполнения проектов и их сроки. Критерии, сроки и вся информация, необходимая для осуществления общественного контроля - публикуется.

4. Расширенная рабочая группа разбивается на три проектные группы (с безусловно перекрестным участием), разрабатывается «дорожная карта» проекта и проект реализуется. Руководителем каждой проектной группы становится представитель «народной рабочей группы».

5. Посредством всего известного и доступного арсенала средств коммуникации выстраиваем «обратную связь» с обществом, обеспечивая открытость каждого шага в рамках проектов.

Поиск и обсуждение актуальных антикоррупционных проектов не останавливается: как только завершается один проект – на его место встает следующий.

Со стороны общества в работе над проектом трудятся волонтеры, участники проекта не получают материального и иного вознаграждения. В случае необходимости привлечение к работе над проектом третьих лиц и организаций (аудиторы, эксперты, юристы и т.д.), средства на их работу собираются методом краудфандинга («народное финансирование»), отчеты о поступлении и расходовании средств – публикуются.

После серии консультаций с активистами и правозащитниками пилотными могут стать проекты в следующих сферах:

 

1. Разруха и бесхозяйственность в Казани (дороги и транспорт, система ЖКХ, строительство и землеотводы, парки и охрана природы).
2. Итоги приватизации земли, недвижимости и объектов народного хозяйства.
3. Сельское хозяйство и проблемы села.

 

Оригинал поста