Историческим можно назвать сегодняшнее событие в аэропорту «Казань»: в 8.50 утра здесь приняли первый за последние двадцать лет рейс из Оренбурга, который ознаменовал собой возобновление прекращенных в 90-е годы региональных перевозок. Кроме Оренбурга, с 1 апреля из столицы Татарстана можно  улететь в Пермь. А к лету появятся рейсы в Киров, Пензу, Саранск, Саратов и обратно. Цена билета в одну сторону - непривычно низкая: около 2-3 тысяч рублей. К тому же до конца мая действуют промо-цены - 300-500 рублей за билет.


Девять пассажиров авиарейса из Оренбурга в Казань доставила авиакомпания «Оренбург» на 19-местном чешском двухмоторном самолете Л-410. Эта машина, разработанная в 60-е годы, хорошо себя зарекомендовала для перелетов на небольшие расстояния и широко использовалась в советской авиации, получив ласковое прозвище «чебурашка».

Значительно обновленный с советских времен мини-самолет, в отличие от лайнеров-тяжеловесов, приземлившись, резво вырулил на перрон, где его с нетерпением ожидала целая делегация из татарстанских вип-персон и журналистов. Толпа обступила «чебурашку», перед трапом расстелили красный ковер, пресса настроила объективы своих камер, две сотрудницы аэропорта держали наготове чак-чак…

 

 

Однако пассажиры, видимо, опешившие от такого шикарного приема, не торопились покидать воздушное судно. Первой это сделала Ирина Катаева, навстречу которой тут же бросился министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин

 


Женщина смущенно приняла поздравления от министра и, отведав чак-чак, ответила на вопросы обступивших ее журналистов. По ее словам, в Казани она впервые Прилетела к дочери, которая недавно стала мамой. Катаева заверила, что полет доставил ей удовольствие, поэтому она будет летать к дочери и впредь.

 


- До сих пор мне казалось это невозможным - побывать в Казани, - поделилась жительница Оренбурга. - Ехать сюда на машине - долго и очень тяжело в моем возрасте. На поезде, с пересадкой  - тоже неудобно. Узнала о том, что открывается авиарейс из рекламы и сразу решила лететь. Цена на билет, на мой взгляд, небольшая - 2700 рублей в одну сторону. Полет прошел спокойно. Правда, была небольшая задержка с вылетом (вместо 8.10 самолет прибыл в Казань в 8.50 - Ред.), но это ничего. Ведь всего два часа - и ты в Казани. На машине этот путь занимает больше 10 часов.  

Когда самолет опустел, вашему корреспонденту удалось пробраться в него и осмотреть «чебурашку» изнутри. Салон, конечно, несколько тесноват, в нем чувствуешь себя, как в «газельке». Но в целом все довольно прилично.

 


- Самолет-то новый? - поинтересовалась я у пилотов.
- Новехонький! - гордо ответили они.

Как выяснилось, региональные перевозки будут обслуживать исключительно иностранные воздушные судна. Кроме чешских Л-410, это PC-12 - одномоторный самолет на 9 мест, разработанный швейцарской компанией Pilatus в 1989 году. Это также реактивный CRJ-200 - современный комфортный и малошумный для пассажиров самолет на 50 мест, разработанный канадской компанией Bombardier в 90-х годах. Это американский 9-местный одномоторный мини-самолет Ц28 (Cessna Caravan), серийное производство которого началось в 1976 году. К слову, именно «американцев» в количестве 15 штук приобрела в лизинг авиакомпания «Татарстан» (по 2,5 млн долларов - каждый), для выполнения рейсов в Нижний Новгород, Киров, Оренбург, Пензу, Пермь, Саранск и Саратов.

Помимо «Татарстана» на региональных рейсах, в которых участвует Казань, будут работать еще пять авиакомпаний: «Ак Барс Аэро», «ЮТэйр», «ЮТэйр-Экспресс», «Оренбург» и авиа-такси «Dexter» («Авиа Менеджмент Групп»). Кроме новых направлений, будут «усилены» увеличением рейсов существовавшие ранее (Нижний Новгород, Самара, Уфа).

Как объяснили сегодня журналистам, возрождение региональных авиаперевозок стало возможным благодаря федеральной программе, запущенной в Приволжском федеральном округе. Ее цель - наладить авиасообщение между 15 крупными городами ПФО (37 прямых рейсов, а также 20 трансферных). В рамках этого социального проекта, бюджет которого - 7,75 млрд рублей, в течение 2013 года федеральный центр и региональные власти будут финансово поддерживать авиаперевозчиков, чтобы те могли закупить самолеты в лизинг по субсидированным ставкам  и предложить пассажирам доступные билеты. Планируется, что 25% от стоимости перелета каждого пассажира погасит федеральный бюджет, и еще 25% - местный. Компании будут получать эти субсидии ежемесячно после предоставления отчетов: сколько человек и по какой цене они перевезли. Если стоимость билетов будет выше, чем «предельная величина тарифа», установленного соответствующим постановлением, компания лишится госпомощи.  

Предельные тарифы на рейсы из Казани, к примеру, следующие: в Самару - 2,311 рублей, Саранск - 2,713, Пензу - 3,310, Уфу - 3,635 рублей.

Как сообщили Интертат.ру  в пресс-службе авиакомпании «Татарстан», первое время (до конца мая) на региональные маршруты, осуществляемые этим перевозчиком, будут действовать промо-тарифы: билеты будут всего по 300-500 рублей.


 

На наш вопрос, что будет с ценами после 2013 года, когда закончится срок действия федеральной программы, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин ответил, что билеты подорожают, но не сильно: «Будет найдена возможность для того, чтобы региональные авиаперевозки остались доступными».