Знаменитые татарские вышитые сапоги ичиги сегодня можно увидеть не только на сцене, но и в повседневной жизни. Модницы все чаще отдают предпочтение роскошным изделиям, украшенным разноцветной кожаной мозаикой.


Известные с незапамятных времен, ичиги вновь входят в моду. Ведь такая обувь, кроме своего основного предназначения, способна поднять настроение тем, кто устал от серой однообразности и обыденности жизни. Поклонницы ичигов, конечно же, прельщаются не только их красотой, но и удобством.

Добрая слава национальной обуви арского производства сподвигла нескольких частных предпринимателей открыть в Казани аналогичные мастерские по пошиву ичигов. По причине ли недостатка мастеров этого дела, или из-за строгого соблюдения коммерческой тайны, предприниматели не торопятся обнародовать имена своих сапожников.

Как много веков назад для пошива ичигов требовались ручной труд и душевное тепло, так и сегодня подобная обувь производится в единичных экземплярах и только вручную. Тот факт, что в XXI веке все еще не придумана машина, способная заменить в этом деле человека, удивляет и ученых-этнографов, и самих специалистов.

Французы остались в восторге

Наши предки, волжские булгары, были признанными мастерами художественной выделки кожи и изготовления качественной одежды и обуви из мягких ее сортов, называемых юфть и сафьян. Вышитые национальные ичиги, башмачки высоко ценились на мировом рынке уже в позапрошлом столетии. Так, например, в 1883 году в Париже татарские ичиги были награждены большой золотой медалью.

Старинное ремесло было подхвачено и продолжено мастерами Арского производственного объединения по пошиву национальной обуви. Объединение создано в 1972 году. До его открытия ичиги изготавливались в Арской и Дубьязской фабриках национальной обуви, а еще раньше – в отдельных артелях. Обувь артельного производства экспортировалась и заграницу. Ее с удовольствием носили женщины во Франции, Англии, Бельгии, Германии. В то время казанские ичиги ценились на вес золота.

Любовь к разноцветной кожаной обуви вплотную связана с традиционной эстетикой татар. Наш народ отдает предпочтение светлым тонам и расцветкам.



– На научно-промышленной выставке, прошедшей в 1920 году в Париже, выставлялись и наши татарские ичиги, – рассказывает специалист по ичигам, старший научный сотрудник этнографического отдела Национального музея РТ Ильнур Газизуллин. – Там была представлена этнографическая продукция из различных стран. Утонченные эстеты французы восхищались зелено-красными вышитыми ичигами. Национальная обувь была удостоена приза. Наши ичиги выставлены также в музее в Германии как символ татар. Самобытный этнический вкус у татар – в крови. Даже мы, ученые, видя ичиги, сохранившиеся в Национальном музее, изумляемся их изяществу и прочности. Орнаменты ичигов никогда не повторяются. Причем это ремесло свойственно только казанским татарам, у мишарей оно не развито. До революции выпускалось несколько миллионов пар обуви в год. Кожаная мозаика компоновалась отдельно. Традиционно этим сложным и ответственным трудом занимались женщины. Кожа распределялась по татарским деревням, расположенным в окрестностях Казани, и женщины соединяли разноцветные лоскутки при помощи конского волоса, цветных шелковых нитей. Наши реставраторы «вдыхают» новую жизнь в подобные произведения искусства, созданные во второй половине XIX века.



Существует предположение, что слово «читек» («ичиги») является укороченным производным от «чигелгән итек» – «вышитые сапоги». Этимолог Рифкат Ахметьянов считает, что в пользу данного мнения говорит и современный русский вариант «ичиги» (ичетыги), произошедший от «эчке итек» – сапоги, на которые надевается внешняя обувь. Ичиги особенно ценились нашими дедушками и бабушками, которые соблюдали обряды исламской религии. Такая обувь была незаменима при посещении мечети и совершении намаза, поскольку при выполнении некоторых условий освобождала от необходимости мыть ноги во время ритуального омовения перед каждой молитвой. По шариату такое допустимо.

Какой образ встает перед глазами при упоминании ичигов? Например, шутливая песня-дуэт, где свояченица спрашивает своего джизни (зятя), отчего у него ноги кривые. Джизни игриво отвечает, мол, оттого, что читеки с кавешами (неглубокие восточные галоши) носил. Да, ичиги сохранились и в народных песнях!

Татарские ичиги прославляли русскую культуру

До октябрьской революции и чуть позже ичиги приобрели большую популярность в творческой среде и через нее были заимствованы и представителями русской интеллигенции. Марина Цветаева, упоминая о матери прославленного в ту пору художника и поэта Максимилиана Волошина, пишет, что «её нога была в сказочном казанском сапожке». В 1899 году Вера Комиссаржевская в спектакле «Дикарка» по произведению Александра Островского и Николая Соловьева вышла на императорскую сцену в красном вышитом платье и… ичигах. Судя по богатству мозаичного орнамента, сапоги были изготовлены специально для актрисы, по индивидуальному заказу.



В нынешнюю эпоху усиления этнических тенденций в моде, наверняка, наступит день, когда мы перестанем удивляться казанским дамам, которые носят резные-мозаичные, красиво вышитые сапоги-читеки на высоких каблуках. Ведь число покупателей и заказывающих пошив ичигов в магазинах сувенирных изделий уже растет. Утвердиться в этой мысли заставляет также и тот факт, что гости из различных регионов России, порой, увозят из Казани по нескольку пар ичигов. Вопрос лишь в том, будут ли немногочисленные мастера успевать за рынком при нынешнем спросе на натуральную кожаную обувь. Ведь каждая пара ичигов – это ручная работа, которая выполняется не за одну неделю, и штамповать китайским способом их невозможно. К тому же из бесед со сведущими людьми выяснилось, что в нашем регионе, некогда передовом по выделке кожи, нынче ощущается нехватка качественного материала. Кожу приходится закупать из других стран.