Этим летом татарстанцам будет гораздо сложнее уехать на юг. В сезон отпусков билеты к морю и так не достать, а тут еще ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) решила резко сократить количество плацкартных вагонов в поездах.


Сегодня тарифы на билеты в плацкартных вагонах устанавливает государство, тогда как стоимость поездки в купе и СВ определяет сама «Федеральная пассажирская компания (ФПК). Железнодорожники  не раз заявляли, что плацкартные перевозки являются для них убыточными.  Если в прошлом году на компенсацию потерь из российского бюджета было выделено 30 миллионов рублей, то в этом - всего 14.


- Поэтому в ближайшее время мы будем вынуждены сократить количество плацкартных вагонов, - заявил на пресс-конференции в Казани начальник Горьковского филиала ОАО «ФПК»  Иван Шугуров. - Другого выхода у нас нет. Мы сегодня живем в рыночных условиях и, если получаем госзаказ на перевозку пассажиров  в плацкартных вагонах,  то просим его полностью оплатить. Но сейчас чиновники нам заявляют, что больше денег на эти цели в бюджете нет, выкручивайтесь сами… Разумеется, от этого пострадают  небогатые слои населения. Кроме того, нам придется свернуть инвестиционную программу, благодаря которой мы только в Татарстане за три года обновили 38 % вагонов.


Судя по всему, летом большие проблему возникнут у любителей российских и украинских черноморских курортов, - поезда в этом направлении состоят в основном из плацкартных вагонов.


- Мы осознаем свою социальную ответственность, но и в убыток работать тоже не можем, - отметил Шугуров.


По словам начальника Горьковского филиала «ФПК», их компания предложила Минтрансу РФ выход из сложившейся ситуации по аналогии с  организацией пригородных перевозок.


- Пусть местные власти составят график - в каком направлении и сколько плацкартных вагонов им нужно. И укажут тариф, по какому мы будем перевозить пассажиров. Затем наша компания посчитает свои убытки и выставит счет, который региональные власти должны будут оплатить из своего бюджета. Это нормальная схема, - считает Шугуров.


Впрочем, самим пассажирам такая схема ничего хорошего не сулит. Если, к примеру, Татарстан компенсирует железнодорожникам убытки за пригородные перевозки в полном объеме и не собирается сокращать количество электричек, то соседние регионы минимизируют затраты на этот вид транспорта. Поэтому плата за проезд десятикилометровой зоны у нас в республике составляет в среднем 10 рублей, а в Чувашии - 22 рубля. То есть, пассажир, покупая билет из Казани в Канаш, платит одну цену за проезд по территории  Татарстана, и совершенно другую - за проезд по Чувашии. А ведь электричка-то одна и та же!


Впрочем, в Минтрансе РФ решили не торопиться с принятием такого решения и оставили все как есть. Цены на плацкартные билеты  тоже пока повышать не будут.


Тем временем ФПК пытается всеми возможными способами заставить пассажиров пользоваться более комфортными вагонами. К примеру, чем раньше ты купишь билет в купе, тем дешевле он тебе обойдется. По аналогии с авиакомпаниями «ФПК» также ввела бонусы за поездки. За 10 поездок в Москву в купе вас могут премировать одним бесплатным билетом в столицу вагоне этого же класса. Кроме того, железнодорожники готовы продавать билеты в кредит - для этого пассажир должен только предъявить паспорт.


Тем не менее, уже можно предположить, что сокращение плацкартных вагонов в поездах повлечет за собой и уменьшение числа пассажиров на железнодорожном транспорте. Ведь именно плацкартные вагоны пользуются сегодня наибольшим спросом у людей. Понятно, что не от хорошей жизни.


Олег ПЛАТОНОВ