Свияжск может стать самой большой театральной площадкой Поволжья - эту идею поддержали выдающиеся театральные деятели страны. Они рассказали, как может преобразиться остров-град, сохранив при этом свою уникальность.

 

Шекспир однажды сказал: «Весь мир - театр, и люди в нём - актёры». Прошло 400 лет, и его выражение из красивой метафоры воплотилось в жизнь с появлением так называемого «тотального театра». Теперь площадками для спектаклей становятся картинные галереи, заброшенные здания, огромные ангары за городом и цветущие скверы. Всё ради того, чтобы культура перестала быть уделом горстки избранных и начала взаимодействовать с людьми, знакомить их со своими ценностями, снося все стены и преграды.

 

Такая практика уже давно прижилась в Европе. Например, в Австрии есть небольшой городок Брегенц, где ежегодно проводится оперный фестиваль. И декорациями для спектаклей служит чудесное альпийское озеро! Только представьте: вы сидите на берегу, а оперу играют на воде, на плавучей сцене. И на ваших глазах искусство рождается в единении с пейзажем.

 

Это настолько понравилось директору Свияжского музея-заповедника Артему Силкину, что он решил устроить нечто подобное в Татарстане. Природа у нас не хуже, талантов не меньше, а организовать такое... да не вопрос! Поэтому в прошлом году в Свияжске прошла «Лаборатория театров малых городов», где собрались коллективы из нашей и соседних республик. Каждая труппа должна была выбрать пьесу современного драматурга и за неделю поставить эскиз спектакля на открытой площадке острова-града. Получилось круто!

 

- Во время одной из постановок начался шторм, который идеально вписался в концепцию пьесы! - вспоминает Артём Силкин.

 

Раз первый опыт удался, зачем останавливаться на достигнутом и повторять из года в год одно и то же? Почему бы не пойти дальше, создав спектакли из мифов и легенд острова-града? Чтобы понять, как это лучше сделать, в Свияжск вызвали десант из маститых театральных критиков, драматургов и специалистов в области мультимедиа. На «круглом столе» они вынесли однозначный вердикт:

 

- Вы сидите на «золотой бочке», но сами этого не осознаёте, - заявил известный российский театральный деятель Олег Лоевский. - Самобытного материала здесь предостаточно. Например, вы можете взять за основу переписку одной влюбленной пары, архив которой совсем недавно выкупил музей. Муж и жена обменивались бумажными посланиями на протяжении 40 лет! Нужно скопировать их, отдать драматургу и заказать пьесу. Я лично этим займусь.

 

 

Летние театры

 

Ответ на вопрос, в каком формате играть такой спектакль, нашелся сам собой - летние театры! Идея проста и понятна. Отличный пример - местечко Винистру на берегу Балтийского моря, всего в 70 км от Таллина. Там когда-то был старенький рыбный заводик, который выкупил бывший менеджер группы «АББА». Он превратил его в отличный недорогой отель, из складов сделал три картинные галереи, а кочегарку привел в божеский вид и устроил там театр. Он работает 2 - 3 месяца в году, в постановках участвуют самые разные режиссеры и актеры, начиная со всемирно известных мэтров и заканчивая студентами.

 

- Люди приезжают на выходные, селятся в этом отеле, смотрят спектакль, рыбачат. Билеты в театр входят в стоимость, почему бы не сходить? - заметил Олег Лоевский. - Так отдых незаметно становится культурным мероприятием.

 

У Свияжска для этого есть все возможности: до него удобно добираться из Казани и десятка других городов. Сейчас там есть и гостиницы, и кафешки с национальной кухней, поэтому можно без проблем проводить такие мероприятия.

 

- В прошлом году наш музей-заповедник посетило более 100 тысяч туристов, - рассказал Артём Силкин. - В этом мы ожидаем 150 тысяч. Но мы стремимся увеличить эту цифру до 350 тысяч. Проблем с тем, где люди будут останавливаться, не возникнет. Пусть на самом острове нет такого количества гостиниц, гости могут расположиться на горнолыжных курортах и базах, которые находятся буквально на расстоянии вытянутой руки от Свияжска.

 

 

Мультимедиа

 

Древности древностями, а современные технологии тоже не хотят оставаться в стороне. Раз уж с помощью последних достижений науки мы с точностью до года можем определить возраст музейных экспонатов или по черепу восстановить лица тех, кто жил здесь тысячу лет назад, почему бы не взглянуть на вопрос еще шире?

 

- Можно воссоздавать здания, которые исчезли, с помощью видеоинсталляций. Поставить огромные экраны с 3D-реконструкцией снесенных домов. Еще очень интересно было бы сделать проекции на домах. Когда-то здесь с балкона произносил свою речь Лев Троцкий. Это запросто можно воспроизвести! - предложила режиссер мультимедиа Наталья Наумова. - Главное, что не нужно ничего строить, всё это будет появляться и исчезать по необходимости.

 

 

Резиденции

 

Еще один способ визуализировать музейные истории предложила драматург Ярослава Пулинович. Это так называемые «резиденции». Тут тоже ничего сложного:

 

- Я несколько лет подряд ездила на такие мероприятия в Абрау-Дюрсо, - рассказала Ярослава. - Суть в том, что в город приглашают 5 - 6 драматургов и человек 10 художников. Мы жили там неделю, и за это время должны были сочинить интересные рассказы об этом месте. Они получались на удивление разными! Кто-то создавал трогательные исторические сказки про Абрау-Дюрсо, кто-то придумывал истории о любви на берегу моря. Художники, в свою очередь, выбирали объекты в городе и разрисовывали их. Или строили необычные инсталляции, которые потом оставались в поселении. А по итогам организаторы выпускали сборник рассказов с иллюстрациями.

 

Непременное условие: резиденции должны пересекаться. Пусть художники вдохновляют режиссеров, а писатели - театралов. И все они могли бы проводить занятия с детьми и мастер-классы со студентами. Такие порывы творческого ветра год за годом будут рассеивать тяжелую ауру настрадавшегося в свое время Свияжска, проливая целительный бальзам искусства на нанесенные историей раны.

 

- Конечно, нужно будет тщательно выбирать гостей таких резиденций. Люди, приезжая в Свияжск, должны быть уверены в «гарантии качества». Не важно, это туристы, которые приедут культурно обогатиться, или же артисты, которым важно получить всплеск адреналина и новые знания, - уверен заведующий литературной частью Камаловского театра Нияз Игламов. - Кроме того, зритель должен быть привозной. Казанскую публику театром не удивишь: круглый год у нас проводятся всевозможные фестивали и гастролируют театры с лучшими артистами страны и мира. Значит, нужно ориентироваться на тех, кто не охвачен казанским мейнстримом: Йошкар-Ола, Самара, Чебоксары, Ульяновск и малые города Татарстана.

 

В добрый путь?

 

Одной «болтовней» эксперты не ограничились. Понятно, что если музей хочет выйти навстречу своей публике, на это понадобятся немалые средства. В идеале - совместное финансирование министерств культуры Татарстана и России. Существуют специальные гранты, которые не так сложно выиграть. Прямо во время «круглого стола» Олег Лоевский объяснил Артёму Силкину тонкости составления заявки на грант. Он обещал ее отрецензировать и лично в руки передать министру культуры России Владимиру Мединскому.

 

- Свияжск может стать межрегиональным культурным центром, который объединит города Поволжья и поможет депрессивным (с точки зрения театрального искусства) регионам воспрянуть духом и подпитаться свежими идеями. Чтобы потом, в своих городах, начать какие-то новые проекты, - уверен театральный критик. - Я сделаю всё, что от меня зависит, чтобы это произошло.

 

- Главное, чтобы из-за такой популярности Свияжск не превратился в лубок, - предупредила Наталья Наумова. - Я прекрасно помню, как на моих глазах Соловки скатились до уровня «пепси-фанта». Ужасно, если музей-заповедник постигнет та же участь. Поэтому программу нужно составлять очень продуманно, заботиться о будущем, чтобы не снять сливки, а сварить кашу.

 

Марина Орлова

фото: Роман Хасаев