Казанцы пожаловались в антимонопольную службу на таксомоторные компании, которые рассылают абонентам сотовой связи СМС с рекламой самих себя. Естественно, перевозчики разрешения на такую рекламу ни у кого не спрашивали. И теперь эта инициатива вместо прибыли может обернуться для них немалыми штрафами.


Навязчивая реклама в виде СМС в последние годы стала очень популярна в Татарстане.  Ведь если листовки из почтового ящика человек может выкинуть не глядя, рекламу в газете пропустить не читая, то сообщение, которое пришло на его личный телефон,  он прочтет обязательно. Этим недобросовестные распространители рекламы и пользуются, причем, конечно же, не только перевозчики. Просто среди получателей мобильного спама нашлось двое казанцев, которым не понравилась конкретная реклама таксомоторных компаний ООО «Такси Зилант» и ООО «Мотор-Сервис Транс», и они нашли время пожаловаться по этому поводу в антимонопольное управление. Первая компания уведомляла в СМС-объявлении, что у нее сменился номер телефона, а вторая сообщала о снижении расценок.  

- Жалобы от граждан поступили к нам перед Новым годом, а их разбирательство назначено на 26 февраля, - рассказала Интертат.ру пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова. - По предварительным данным, компании рассылали свои СМС без согласия абонентов, а это нарушение закона «О рекламе». За него юридическим лицам грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Как правило, если штраф налагается впервые, комиссия выносит решение взыскать 100 тысяч. Если же компания и далее будет нарушать закон, сумма штрафа увеличится.

Впрочем, не факт, что виновные сразу после разбирательства на комиссии УФАС отправятся платить по счетам. По словам Резеды Мазитовой, оштрафованные в большинстве случаев обращаются в суд, где пытаются оспорить решение антимонопольщиков. В таком  таксомоторным компаниям придется доказывать, что СМС они рассылали все же с согласия абонентов.

Заметим, что в прошлом году УФАС по РТ возбудило 13 дел по фактам несанкционированных СМС-рассылок. Среди «обвиняемых» были разные фирмы:  организаторы лотерей, салоны красоты, магазины автозапчастей и т.д. Где все эти фирмы берут базы с номерами абонетов, антимонопольщиков интересует во вторую очередь, главное - факт спама. Впрочем, в УФАС говорят, что во время разбирательств подобных дел некоторые компании признавались, что заключали договоры с операторами сотовой связи о «сливе» информации.

Так или иначе, борьбу с навязчивой телефонной рекламой антимонопольщики рекомендуют начинать со звонка распространителю СМС. Он по первому требованию абонента должен прекратить рассылку. Если этого не произошло, можно смело писать заявление в УФАС. В нем необходимо указать номер мобильного телефона, имя и фамилию того, на кого он зарегистрирован, сотового оператора, дату, время и содержание рекламного сообщения. «Вещественное» доказательство в виде СМС на телефоне тоже желательно сохранить.


Роберт ИСХАКОВ