Вступившие в силу с 1 января этого года требования к цвету такси (желтый или белый, третьего не дано) загнали татарстанских перевозчиков в жесткие рамки. Однако на поверку оказалось, что нелегалам они вряд ли испортят жизнь. Ведь республиканский минтранс намерен следить за качеством услуг легальных такси. А за «бомбил», не имеющих разрешений, формально должна взяться ГИБДД. Но у автоинспекции хватает и других забот.


Напомним, так называемый «закон о такси» татарстанские депутаты приняли еще в сентябре 2011 года. После этого в республике началась выдача бесплатных разрешений на таксомоторные перевозки с условием, что к 1 января 2013 года таксисты выполнят все установленные законом требования (по данным Минтранса РТ, на 10 января по республике выдано 7425 таких разрешений). Напомним также, что в июне 2012 года депутаты смягчили закон, сделав перевозчикам некоторые поблажки. Например, изначально требовалось, чтобы автомобиль был в собственности у водителя, сейчас - необязательно. Также был снижен минимальный порог водительского стажа с 5 до 3 лет. Водителям разрешили не устанавливать в салоне таксометр, если у таксопарка фиксированные цены. Но вот требования к оформлению такси остались прежними - желтый или белый цвет, наличие желтого фонаря на крыше, «шашечек» на боку, а внутри салона должна иметься информация о водителе и таксопарке.


Нарушителям закона грозит крупный штраф либо аннулирование разрешения. К примеру, если водитель занимается извозом нелегально, ему светит 5000 рублей штрафа. Если же разрешение у него есть, таксист может его лишиться, если его машина не соответствует установленной цветовой гамме и на ней нет «шашечек». В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ Интертат.ру сообщили, что в ближайшее время выйдут на поиск нарушителей совместно с прокуратурой.


- Если в ходе проверки будет выявлено, что цвет у такси не соответствует прописанному в законе - белому или желтому, мы дадим перевозчику примерно 30 дней для устранения нарушения, - говорит пресс-секретарь минтранса Наиля Клевлеева. - Это можно исправить покраской и наклейками. Если же в течение этого срока ничего не изменится, то разрешение у перевозчика будет аннулировано… Стоит отметить, что те таксопарки, которые серьезно относятся к своему бизнесу, изначально закупали автомобили белого или желтого цветов. Так что у них, скорее всего, проблем не возникнет. Службы заказа такси, которые сотрудничают с водителями-частниками, обслуживающими клиентов на своих машинах, тоже предупреждены о необходимости соблюдения закона.


При этом Наиля Клевлеева уточнила, что минтранс нацелен на проверку легальных таксистов, а бороться с нелегалами на дорогах - прерогатива Госавтоинспекции. Правда, в самой ГИБДД, как выяснилось, не спешат бросаться на отлов «бомбил».


- Задача ГИБДД все же состоит в обеспечении безопасности дорожного движения, - напоминает замкомандира полка ДПС ГИБДД УМВД РФ по Казани Михаил Савин. - Я бы не сказал, что цвет такси глобально влияет на безопасность на дорогах… На сегодняшний день мы оштрафовали в Казани девять нелегальных таксистов, у которых имелись опознавательные знаки такси, но при этом не имелось разрешений на работу. Но мы выяснили это после того, как водители нарушили правила. Можно сказать, заодно…


Михаил Савин прямо заявил, что руководство казанского отдела ГИБДД не будет ставить перед личным составом задачу бороться с нелегальными перевозчиками. Ведь у инспекторов много текущей работы: оформление ДТП, контроль за безопасностью, угоны, разыскная работа, и т.д.


- Если мы будем контролировать еще и нишу пассажирских перевозок, то просто не угонимся за всем, - считает Савин.


Вот и получается, что уличных «бомбил», которые дежурят на вокзалах и у торговых центров и которых, по оценкам минтранса, в Татарстане насчитывается около 16 тысяч, новый закон практически не коснется. Достаться им может только в том случае, если они, не имея разрешения, поставят на крышу оранжевый фонарь и наклеят на дверь «шашечки». Если же водитель не будет «светиться» подобным образом, то доказать его вину практически невозможно. При этом на долю легальных перевозчиков, похоже, выпадет немало проверок. А ведь изначально закон преследовал совсем другую цель - защитить официальное такси и сделать жизнь нелегалов невыносимой.


Роберт ИСХАКОВ