Окончательно перейти на электронные журналы, отказавшись от привычных бумажных, должны будут в новом году все татарстанские школы. Правда, в сельских учебных заведениях, где Интернет настолько медленный, что ждать загрузки страницы приходится по 10 - 15 минут, к новому формату работы пока не готовы.


Сокращать избыточный бумагооборот в сфере образования Татарстан начал с 2006 года. На тот момент кроме текущей работы по заполнению журналов и составлению всевозможных планов каждый классный руководитель был обязан в течение года представлять контролирующим органам около 20 видов всевозможных отчетов, исписывая сотни страниц. Как заметил на одной из коллегий Минобрнауки РТ премьер-министр республики Ильдар Халиков, поток документов был настолько велик, что чиновники от образования даже не успевали прочитать их, не говоря уже о какой-либо аналитической работе…


Запущенный вскоре электронный ресурс «Образовательный портал РТ», включающий в себя множество сервисов (предоставление отчетности, классный журнал, дневник учащегося, онлайн-общение учителей с родителями и пр.) должен был сэкономить бумагу. К сентябрю этого года электронными журналами обзавелись 95% татарстанских школ, но при этом от бумажного аналога большинство из них не отказались. В итоге сегодня учителя выполняют двойную работу: заполняют и тот, и другой журнал.


- Министерство предоставило школам право поэтапно переходить на электронный журнал и отказываться от бумажного в течение этого года и всего следующего, - пояснила начальник отдела развития информационных технологий Минобрнауки РТ Надежда Сулимова. - Так что у школ еще есть время. Согласно распоряжению Правительства РФ с января 2014 года на электронные журналы должны перейти абсолютно все общеобразовательные учреждения страны.


В сельских школах Татарстана пока с трудом представляют себе жизнь без старого-доброго бумажного журнала.


- Я человек консервативный, поэтому я за то, чтобы остался бумажный вариант журнала, - поделилась мнением с Интертат.ру директор уруссинской средней общеобразовательной школы № 3 Лилия Тагирова. - Легче контролировать ситуацию, когда оценки на бумаге, перед глазами. В нашей школе учителя в основном немолодые, поэтому переход на электронный журнал для них проходит тяжело. Да и с Интернетом у нас проблемы. Бывает, день не работает, два не работает. В прошлом учебном году неделями Интернета не было. А оценки в электронный журнал нужно проставлять день в день, иначе они пропадают. Поэтому наряду с электронным журналом мы пока ведем бумажные.


- В принципе, сама идея электронного журнала - правильная, - считает директор средней общеобразовательной школы в селе Лубяны Кукморского района Ильнур Музафаров. - Но если Интернет - плохой, для учителей заполнение такого журнала - мучение. Мои коллеги специально остаются для этого после рабочего дня, чтобы не тратить время на уроке. Еще проблема - в штатном расписании школ не предусмотрен сотрудник, который бы занимался информационными технологиями. Если возникла проблема - обратиться не к кому. А работы, связанной с компьютерами, - полно. Кроме электронного журнала приходится ежедневно заполнять массу других отчетных форм. Директора школ выкручиваются как могут: берут на работу программистов на другие ставки. Но разве хороший программист пойдет работать на мизерную зарплату?.. Работают в основном самоучки. Платить достойную зарплату могут только школы с большим количеством учеников, где хорошее финансирование. У них и Интернет гораздо быстрее…


В Минобрнауки РТ на это отвечают, что в настоящее время в республике проводится мониторинг качества «бюджетного» Интернета в школах. Обнаруженные проблемы будут решать. Но, в свою очередь, напомнили, что учителю не обязательно быть постоянно «в Сети» благодаря оффлайн-модулю в ноутбуке (этот модуль позволяет «складировать» оценки, а позже, при подключении к Интернету, самостоятельно отправляет файлы на сервер).


В казанской татарской гимназии № 1, где электронные журналы ввели еще в 2006 году (первыми в республике), а от бумажных журналов отказались в 2009-м, считают, что переходный период нужно просто пережить.


- Да, первые годы было нелегко. Это сейчас у каждого учителя - ноутбук, а тогда такого не было. Мы из кожи вон лезли, чтобы каждый учительский кабинет оборудовать компьютером, сами с учениками прокладывали кабель, - вспоминает директор гимназии Гульфия Шамсеева. - Зато сейчас пожинаем плоды. Наши учителя очень довольны электронным журналом. Во-первых, это экономит время, во-вторых, это налаженная связь с родителями - они сразу же получают SMS с оценками детей… Проблемы с Интернетом бывают не только в сельских, но и в казанских школах. Думаю, не стоит ждать, когда проблема решится сама собой. Нужно ее решать. Местное самоуправление должно способствовать тому, чтобы школы могли перейти на новый уровень работы и не отставали от крупных городов. Как сделали мы: параллельно с «бюджетным» проложили «коммерческий» безлимитный Интернет с самой большой скоростью. Платим не более 3 тысяч рублей в месяц. И никаких проблем.


Венера БЕЛЯЕВА