Телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки наконец-то прокомментировала известие о грядущем прекращении трансляции на СТС популярной викторины с ее участием. Сегодняшнюю запись в личном блоге Тины в «Живом журнале» можно расценить не иначе как «крик души». Предлагаем читателям Intertat.ru ознакомиться с ее содержанием.

 

Все хорошее рано или поздно заканчивается. Руководство телеканала СТС приняло решение закрыть игру «Самый умный», о чем известило меня и моих коллег в официальном письме. Наше сотрудничество с СТС закончилось, никаких проектов мы для холдинга не производим.

 

 

«Самый умный» я вела почти десять лет. Дети успели пойти в школу и окончить ее, будучи моими зрителями с самого первого эфира. Проект получил две премии ТЭФИ: в 2004 году в номинации «Детская программа» и в 2009 году как лучшая телевизионная игра. Зрительская доля «Самого умного», например, 9 декабря составила 15,7% – самый высокий результат среди других передач СТС в этот день.

 

 

Проект можно было сохранить благодаря спонсорам. Российские представительства Microsoft и Intel предлагали «Самому умному» финансовую поддержку и обращались к СТС. Два года назад в Общественной палате я организовала круглый стол с участием руководителей IT-предприятий, и многие говорили о том, что России необходимо формировать свой кадровый резерв. А из кого он должен состоять, если не из талантливых ребят?


Для детей из «Самого умного» образование – это не просто заветная «корочка» об окончании вуза, а работающий социальный лифт. Это прекрасно понимают не только бизнесмены, но и ректоры вузов, которые вне конкурса зачисляли к себе победителей программы.

 

Телевидение от юной аудитории дистанцируется – такова общая тенденция, и связана она с ограничениями на количество рекламы в детских программах. Есть, конечно, специальные каналы Disney и «Карусель» (бывший «Бибигон»). Но на первом крутят исключительно западный контент, а второй нацелен на совсем еще маленьких зрителей. Последний из могикан – Юрий Вяземский с «Умниками и умницами», но передача все же рассчитана на абитуриентов. Аудитория в возрасте от 10 до 15 лет остается неохваченной. Куда им еще идти, если не к Павлу Дурову?

Рейтинги «Самого умного» доказывали, что в стране остается высокий спрос на «умные программы»: дети любят учиться и узнавать новое. Однако в то время, когда Министерство образования тратит на поиски неких абстрактных талантов 60 млрд рублей, на ТВ делается все, чтобы подрастающее поколение больше не считало знание критерием успеха.

Закрытие программы не кажется мне чем-то из ряда вон выходящим: просто все течет, все меняется, в том числе и эфирная политика СТС. Когда я начинала работать на телеканале, Александр Роднянский, руководивший им с 2000 по 2008 год, делал ставку на содержательное развлечение, и средняя доля СТС доходила до 15%, как это было в 2006 году. При этом Роднянский был человеком, который не взял Сomedy Club на СТС и даже после оглушительного успеха коллег никогда об этом не жалел. Он всегда говорил, что развлечение должно быть познавательным и стимулирующим в человеке лучшие качества. Сегодня же в фокусе интересов СТС осталось развлечение в чистом виде. Это для канала отчасти новое поле, на котором гораздо меньше семейной аудитории и гораздо больше аудитории прямых конкурентов – ТНТ.

Как бы ТНТ ни ругали за пошлость, «Дом-2» или тот же Comedy Club, канал столько лет прицельно бьет в одну точку и не отходит от заданного вектора, что свою аудиторию он не растеряет и вряд ли ей поделится. Он остается самым популярным среди молодежи и стабильно забирает себе около 15% всех телезрителей в возрасте 18-30 лет. Понимая, что все школьники сидят в интернете, ТНТ раскрутил в сети «ВКонтакте» группы сериала «Интерны» (около 480 000 участников) и Comedy Club (более 2 млн участников). Кто сегодня герои школьников? Пока все же персонажи «Универа» и Павел Воля в лидерах. Спасибо правильному позиционированию и четкому пониманию, где концентрируется твой зритель.

Что касается СТС, мне понятно желание руководства переориентироваться на другие социальные и возрастные группы. Но пока эти эксперименты сильно бьют по рейтингам: в последнее время зрительская доля канала снизилась по сравнению с 2006 годом более чем вдвое, до 6,6%.

Александр Роднянский ставил себе конкретную задачу – консолидировать вокруг бренда СТС семейную аудиторию, так называемый средний класс, который начал формироваться в начале двухтысячных, впервые после 90-х получая стабильный доход. Новая политика канала – более агрессивная. Всегда смеяться, не заморачиваться, не париться. Самые веселые сегодня гораздо более востребованны, чем самые умные.

 

Оригинал поста