Глобальную перезагрузку переживает сегодня система начального и среднего профобразования в Татарстане. Во-первых, стремительно сокращается количество училищ и колледжей в результате оптимизации: в начале года их было 79, сейчас - 52. Во-вторых, появляются новые профессии типа «специалист по домашнему хозяйству» или «мастер по ремонту кондиционеров». А вот подготовкой таких специалистов, как «продавец» или «швея», скоро займутся не училища, а школы…


Заметим, что учреждения НПО и СПО, подведомственные Минтрудсоцзащиты РТ, так или иначе реформируются еще с 2007 года (тогда их было около 100). Но самые кардинальные изменения произошли в этом году, в течение которого многие училища и лицеи оптимизировали, присоединив к профильным техникумам и колледжам. Процесс укрупнения СПО за счет училищ и лицеев будет продолжаться и дальше.


- Мы идем по пути создания двухуровневой системы, - пояснила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. - Она предполагает, что в учреждениях СПО после присоединения к ним училищ и лицеев можно будет получить как начальное профессиональное образование, так и среднее.


По словам Тазетдиновой, следующей ступенью реформирования системы НПО и СПО в республике станет специализация.


- Процесс слияния учреждений завершится в этом году, - заверила замминистра. - А в 2013-м мы планируем начать специализацию учреждений, то есть сконцентрировать профессии определенного профиля в одном месте, а не во всех понемножку. К примеру, сегодня в Нижнекамске сразу 4 учебных заведения готовят кадры для нефтехимии по похожему спектру профессий. Мы будем укрупнять их на базе одного из них, потому что они практически дублируют друг друга и конкурируют между собой, отбирая друг у друга абитуриентов. Безусловно, для представителей этих учреждений укрупнение будет болезненным, но зато в системе будет наведен порядок. Это делается также для того, чтобы концентрировать материальные ресурсы. Лучше вложить деньги в одно большое учреждение, чем в четыре-пять маленьких. Думаю, что педагоги в таких специализированных учреждениях смогут работать эффективнее. Сегодня, грубо говоря, преподаватель читает лекцию поварам, а через час - фотографам. На кого ему ориентироваться?..


Кроме того, в рамках процесса реформирования системы НПО и СПО часть рабочих профессий, которым до сих пор учили в училищах и лицеях, планируется передать школам. Такое распоряжение дал Президент РТ Рустам Минниханов на последнем августовском педсовете. Дескать, дети уходят в училища после 9-го класса, в основном чтобы избежать ЕГЭ. Поэтому пусть учатся до 11-го, получая параллельно рабочие профессии.


- Сейчас стоит задача возродить что-то вроде системы школьных УПК, - говорит Клара Тазетдинова. - Определен перечень простейших профессий, которым можно обучить в старших классах школы. Вопрос в том, есть ли у школ материальная база для такого обучения?


В Арском районе считают, что эта проблема решаема.


- Сейчас мы пока изучаем вопрос: анкетируем учеников, желая выяснить, какие они профессии хотели бы получить в стенах школы, изучаем рынок труда нашего района - какие рабочие нужны… - рассказала замначальника управления образования Арского района Зульфия Калимуллина. - Скорее всего, это будут такие профессии: швея, оператор ЭВМ, повар… Предполагается, что обучение будет проводиться на территории предприятий района. Возможно, нам удастся запустить процесс профессионального обучения в школах уже в следующем учебном году.


Тем временем в оптимизированных техникумах и училищах в новом учебном году планируется ввести такие востребованные на рынке труда и дефицитные профессии, как мастер по ремонту сантехнических устройств, мастер по ремонту кондиционеров, специалист в сфере компьютерных сетей… А в Нижнекамском агропромышленном колледже и казанском Международном колледже сервиса уже введена такая оригинальная специальность, как «Сервис домашнего и коммунального хозяйства». Интересно, какой диплом в итоге получат выпускники - домохозяйки или все-таки коммунальщика?


- У этой специальности - два направления, - растолковал директор Нижнекамского агропромышленного колледжа Алмаз Кадыров. - Наши коллеги из казанского колледжа сосредоточатся на подготовке специалистов по домашнему хозяйству: как содержать его в порядке, готовить еду, встречать гостей, сервировать стол и пр. Мы же будем выпускать специалистов в сфере коммунального хозяйства, которые будут разбираться во всех его тонкостях: приборах учета, вентиляционных системах, подаче горячей и холодной воды, благоустройстве территории… Мы будем принимать на эту специальность как выпускников 11-го класса - на полное обучение, так и взрослых людей - на краткосрочную вечернюю форму обучения. Скорее всего, эта специальность будет востребована среди взрослых людей. В частности, мы рассчитываем принять на обучение сотрудников управляющих компаний.


Венера БЕЛЯЕВА