Клиентом негосударственного пенсионного фонда может неожиданно для себя оказаться любой, кто обратится в банк за потребительским кредитом. В этом корреспондент Интертат.ру убедилась на собственном опыте. Одолжив у банка желаемую сумму, я была неприятно удивлена тем, что заодно с кредитом мне втихаря оформили и переход в НПФ. А ведь я об этом совсем не просила!

Где «галочка» - там подпись

 

«Уж если брать кредит, то в надежном банке, который не вчера родился», - решила я, собираясь занять денег на неотложные нужды. Утром отправилась в один из крупных татарстанских банков.

 

Народу в офисе было много, за стойкой - всего две сотрудницы. Одна, судя по бейджику, - Горшкова Елена Вячеславовна, другая - «безымянная». Она мною и занялась. Предоставив девушке необходимые документы, я стала терпеливо дожидаться, пока она снимет с них копии, составит и напечатает в нескольких экземплярах договоры, которые я должна буду подписать…

 

Первый десяток бумаг я еще пробегала глазами, прежде чем поставить на них свой автограф, а на втором сломалась и полагалась лишь на указания девушки за стойкой: «Подпись - туда, где «галочка». Оказалось, зря полагалась. Нет, кредит-то я получила! Но, просматривая дома пухлый пакет документов, которые мне вручили в банке, я с изумлением обнаружила две собственноручно подписанные бумаги, которые не имели к кредиту никакого отношения: заявление о переводе моей будущей пенсии из ПФР в негосударственный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии», зарегистрированный в Москве, а также - договор, заключенный между мною и представителем этого фонда в Казани Горшковой Еленой Вячеславовной…

 

Пенсия или жизнь?

 

…А на следующий день мне позвонили из банка и сказали, что по ошибке выдали мне лишние документы. Попросили вернуть. Но на вопрос, какие нужны бумаги, девушка ответила уклончиво. Дескать, приносите всю папочку, я сама найду. Выходит, если бы сотрудница банка случайно не забыла в моей папке эти два документа, то я бы еще долго не узнала, что больше не являюсь клиентом ПФР, а все средства, заработанные на старость непосильным трудом, перешли частникам, о которых я к тому же не имею ни малейшего представления.

 

- Если негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр, размещенный на официальном сайте ПФР, то его деятельность тщательно контролируется соответствующими финансовыми органами, - прокомментировал ситуацию начальник отдела организации учета процесса инвестирования отделения ПФР по РТ Вадим Силкин. - Негосударственных пенсионных фондов в России всего несколько сотен, и если они допускают какие-то нарушения, их счета блокируются, а деньги клиентов возвращаются. В том, что пенсионные фонды сотрудничают с банками, нет ничего криминального. Все они вкладывают средства клиентов в различные инвестиционные проекты. Например, наше отделение ПФР по РТ сотрудничает с «Ак Барс» банком. Понятно и то, что чем больше клиентов у фонда, тем больше средств и больше прибыль, и цель страхового агента - вербовать «новобранцев». Другое дело, если при этом используются не совсем честные методы. В этом случае агент рискует не только репутацией НПФ, но и репутацией банка-партнера. К нам довольно часто приходят люди, которые клянутся, что никогда не подписывали никаких документов о переводе их средств из ПФР в другие фонды. А когда мы показываем их же заявления, они очень удивляются. В нынешнем году таких случаев было больше двух десятков, и они аналогичны вашему: человек пришел брать кредит в банк, а его правдами и неправдами перевели в определенный НПФ.

 

Насильно мил не будешь

 

По словам Силина, заявления застрахованных в ПФР лиц о переводе их в НПФ принимаются в течение всего календарного года. При этом перевод средств осуществляется только в первом квартале следующего года. Так что человек может писать заявления о переводе его пенсионных накоплений «туда-сюда-обратно» хоть каждый день, при этом действительным будет последнее волеизъявление. Агенты НПФ это правило знают, поэтому не оставляют завербованным нечестным путем «новобранцам» второго экземпляра подписанного им заявления. А вдруг человек его прочитает, побежит и напишет новое заявление? По той же причине в графах «дата заполнения заявления» и «дата регистрации» ставят ту, что поближе к концу года. Так, например, «мое» заявление было датировано 25 декабря 2012 года. Хотя кто будет думать о старости за пять дней до Нового года?..

 

«Ренессанс Жизнь и Пенсии» я нашла в официальных списках ПФР, но нечестные методы работы его агентов доверия к этому НПФ не вызвали. Поэтому, когда мне в очередной раз позвонили и попросили вернуть «лишние» документы, я отправилась в тот же офис того же банка, чтобы расставить все точки над «i».

 

- Сформулируйте, пожалуйста, как называется документ, который я должна вернуть? - задаю вопрос ребром той самой «безымянной» девушке, которая оформляла мне кредит. Та снова уклонилась от ответа - взяла незаполненный бланк и показала мне:

 

- Вот такой…

 

- Нет, вы мне озвучьте, как он называется, - настаиваю я.

 

- Заявление застрахованного лица… - начала было она, а дальше повисла гнетущая пауза.

 

- Девушка, вы что, читать разучились? - поинтересовалась я. - И вообще, представьтесь, пожалуйста, раз уж вы без бейджика. Вы вообще сотрудник банка или с улицы пришли?

 

- Да… сотрудник, - выдавила она из себя и снова замолчала.

 

Пауза затягивалась, и, вынув из своей папочки нужный документ, я дочитала сама то, что было написано вверху мелким шрифтом:

 

- …О переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд… Какое отношение имеет этот документ к моему кредиту, и почему вы меня не спросили, хочу ли я переходить в этот самый фонд? Почему не предупредили, что за документ подсовываете мне?

 

Девушка мужественно молчала, как советский разведчик на допросе в гестапо.

 

- Дело в том, что мы работаем с банком в рамках партнерской программы… - пришла было ей на помощь представитель «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Елена Вячеславовна, но, заметив, что я записываю ее слова на диктофон, тоже замолчала и проводила меня к руководителю отделения банка.

 

- Озвучена ли была информация по поводу негосударственного пенсионного фонда? О том, что это такое, для чего это нужно и нужно ли вообще? - забросала она вопросами свою сотрудницу. Но та оказалась честной и, не побоявшись гнева начальницы, призналась:

 

- Нет. Я просто сказала, что это заявление на страхование…

 

- Какое? Банковское или пенсионное?

 

- Я не уточнила…

 

В ходе «допроса» выяснилось, что кроме заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд ловкая молчунья успела мне подсунуть на подпись еще и заявление о переводе моих накоплений из одного НПФ в другой.

 

- Мы же не знали, в каком вы фонде, - объяснила она.

 

- А спросить меня вы, конечно, постеснялись?

 

Девушка снова замолчала.

 

В конце концов руководитель отделения банка извинилась передо мной, вернула все добытые у меня обманом заявления и договоры и обещала наказать виновных...