Развивать речной туризм Татарстану предписано свыше - расположен  у слияния Волги и Камы.  Но пока не очень получается. Несмотря на то, что интерес у туристов к республике огромный, зарабатывают на нем иногородние туроператоры. «События» попытались разобраться почему [ЭКСКЛЮЗИВ]

 

В порту туристам скучно

 

Развитие  речного туризма в Татарстане тормозит низкая инфраструктура, считает директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова. 

 

- В Татарстане мало «зеленых» стоянок, где теплоходы могли бы высадить своих пассажиров для купания и отдыха. От Казани до Свияжска нет ни одной. А речной порт Казани не просто скучный – «мертвый».  Порт - это ворота города, здесь у туристов складывается первое впечатление. Конечно, к Универсиаде порт попытались благоустроить. Но зачем-то понаставили длинные заборы. Туристы как в «клетке». На причалах гостям не на что посмотреть, сплошной бетон, никаких сувениров. А на дальних причалах, откуда отходят небольшие суда,  даже громкое оповещение не работает. Пассажиры  не знают, в какой момент  бежать на посадку. В общем, все не для людей! – с грустью говорит представительница турбизнеса. 

 

Корреспонденты «Событий» побывали в порту и лично убедились - к причалам и самой Волге просто так не подойти. Все огорожено, причем в два ряда. Пролезть между прутьями у нас тоже не получилось - узко.

 

 

- Понаставили решеток, не пройти-не проехать! - нервничали две пенсионерки с тяжелым багажом. Выяснилось, жительницы Казани купили путевки на теплоход «Семен Буденный»  и теперь ломали голову, как попасть на судно, стоявшее буквально в нескольких метрах, но за оградой. Тем временем туристы продолжали прибывать, в том числе вернувшиеся с экскурсии пассажиры «Буденного», и с недоумением упирались прямо в забор. Вокруг никаких указателей.

 

- Надо в обход, через билетные кассы! Там пройдем через металлодетектор! - крикнула экскурсовод. Народ, вздохнув, поспешил в указанном направлении, боясь опоздать  к отплытию. 

 

- В Казани мне все понравилось. А в порту торговли бы побольше: сувенирами, соками-водами, татарской выпечкой, - поделилась на бегу  пассажирка теплохода  Нина Николаевна из Саратова. 

 

Действительно, в порту мы насчитали всего три киоска с сувенирами -  традиционными магнитиками и кружками. 

 

 

- Порт нужно оживить, - убеждена Юлия Таланова. - Как это сделали, например, в Чебоксарах. Там туристов с теплоходов встречают хлебом-солью и песнями артисты в национальных костюмах,  играют на национальных инструментах.  Встречают как дорогих долгожданных гостей. Подводят к сувенирным рядам. Они тут  же на причале в виде «Города мастеров». Идет бойкая торговля. И все довольны.

 

По словам Талановой, казанские туроператоры уже обращались к руководству речного порта с креативными предложениями, но не получили ответа.

 

 

Волга обмелела

 

Причалы в Татарстане, технически не способны принимать трех и четырехпалубные теплоходы,  жалуются турфирмы. Но именно на больших и  комфортабельных судах предпочитают путешествовать туристы. А значит, их деньги проплывают мимо Татарстана. Это миллиарды рублей, сокрушается гендиректор туристической компании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин.

 

- На сегодня в Татарстане  речным туризмом занимаются четыре туроператора из Самары, Нижнего Новгорода и Перьми и два местных. Это «Татфлот» с одним теплоходом и «Волжские путешествия»  - тоже с одним теплоходом. Будет хорошо, если за сезон я заработаю 25 млн рублей, а «Татфлот» - предположительно 80 млн.  Все остальное заработают иногородние  компании, которые продают путевки на транзитные теплоходы и не платят налоги  в республиканский  бюджет. В частности, с каждого заходящего в Казань трехпалубника  Татарстан  теряет около 30 млн рублей. А если учесть все транзитные теплоходы, а их около 25, сумма получается на миллиарды, -  поделился расчетами Самолин.

 

- Принимать трех- и четырехпалубные суда нам пока сложно из-за падения уровня воды  в Волге, - объяснил «Событиям» председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.  - Для этого необходимо углубить дно у причалов в радиусе 10 км.  Сейчас они принимают одно и двухпалубные суда. В Тетюшах на днях смогли принять четырехпалубник «Хирург Разумовский» только после долгих согласований.  

 

В Госкомитете отметили, что с начала майской жары уровень воды в Волге у берегов Татарстана упал на 1,8 м. А по данным Гидрометцентра России,  к концу он может опустится до отметки 51 м. Чтобы не сесть на мели речникам приходится искать объездные  маршруты.

Отметим, на Верхней Волге (в Ярославле и Твери) из-за низкого уровня воды уже отменили навигацию большегрузных судов. Круизные лайнеры сокращают маршруты: из Петербурга на юг вряд ли доплывешь. Тем не менее туроператоры надеются, что ситуация улучшится и вовсю продают путевки на июнь.  Восстановить необходимый уровень воды  смогут только ГЭС - сбросами воды, говорят эксперты.

 

Смотрите специальный фотопроект "Один день из жизни: речной порт Казани"

 

Старый флот

 

- Количество речных перевозок сокращается с каждым годом, потому что количество теплоходов не увеличивается. А старые встают на якорь, - назвал одну причину слабого развития  круизного отдыха  председатель Госкомитета по туризму.

 

Для сравнения: в 1992 году в Казани работали 24 теплохода, их арендовали 14 туроператоров. Сейчас теплоходы,  рассчитанные исключительно на Казань можно пересчитать по пальцам одной руки.  Из старых судов хозяева выжимают  последние ресурсы. К чему это приводят, все помнят по трагедии с «Булгарией»  летом 2011 года. Тогда, напомним, крушение теплохода привело к гибели 122 человек.

 

Казалось бы, в Татарстане есть судостроительный завод в Зеленодольске. Однако стоимость построенного на заводе небольшой прогулочной лодки  составляет порядка 120 млн рублей, что турфирмам  не под силу.

 

 - За 20 млн куплю, а за 120 нет - никогда не окупится, - категоричен гендиректор «Волжских путешествий» .

 

Более того, по словам Самолина, у нас вовсе нет старого флота:

 

- При строительстве теплоход закладывается на 100 лет. А  теплоходам в Татарстане в среднем от 35 до 60 лет. Но любая машина выглядит так, как за ней ухаживают.  Наш «Борис Полевой» 1961 года постройки. Каждые пять лет я обязан поднимать его в док и проверять корпус. Специалисты надзорных органов измеряют толщину корпуса лазером. До миллиметра.  Раз «Полевой» получил разрешение на работу, значит, все в порядке.

 

 

Трагедия с «Булгарией» похоронила речной туризм

 

После катастрофы вокруг речного туризма в Татарстане сформировался негативный образ. Люди боятся  плавать по реке, считают многие туроператоры. 

 

По их  данным, в 2009-2010 годы в Татарстан посещали 180 тысяч речных экскурсантов.  В 2011-м,  после  крушения «Булгарии» произошел резкий спад. В 2012 году в Татарстан прибыло  74 тысячи круизных туристов. В прошлом году 105 тысяч. В этом году ожидается, что их число вырастет на 10%. 

 

 - Сейчас речной туризм потихоньку начинает возрождаться, - не разделяет общего пессимизма директор казанского офиса компании «Спутник-Гермес» Лариса Шарыгина. - Поэтому в эту навигацию в Казани мы включили большой четырехпалубный «Панферов». Некоторые туристы забронировали путевки еще  зимой. Люди любят речной отдых, причем  с комфортом.  А если причалы в Свияжске и Болгаре оборудуют для четрыехпалубников, мы с удовольствием включим эти города в маршруты наших теплоходов. 

 

Напомним, в целом в 2014 году Татарстан планирует принять около 2,4 млн. туристов (в 2013 году - около 2,1 млн).

 

Куда едут татарстанцы?

 

Наиболее популярный маршрут — вверх по Волге (Чебоксары, Нижний Новгород, Ярослав, Углич, Кострома, Москва). Любители спокойного отдыха путешествуют вниз по Волге (Волгоград, Самара, Астрахань).

 

Расценки

 

Речной круиз из Казани в Нижний Новгород и обратно стоит от 6400 рублей (3 дня),

 

в Самару   - от 7400 рублей (3 дня),

 

в Санкт-Петербург (Валаам)  - около 50 тысяч рублей (16 дней),

 

в Астрахань и Волгоград — от 26 тысяч (10 дней).

 

Наталия Васильева

фото: Ринат Назметдинов