Ура, у детей - каникулы! Однако не исключено, что в традиционном сентябрьском сочинении на тему «Как я провел лето» многие школьники напишут, что провели его… в интернете.

 

- К сожалению, в Татарстане с каждым годом увеличивается количество обращений по поводу патологического увлечения детей и подростков интернетом, - констатирует известный психотерапевт профессор КГМУ Владимир Менделевич. - Причем сами подростки не считают свое увлечение зависимостью, обычно юношей и девушек к психологам приводят «на аркане» родители. Нам приходится сталкиваться и с такими крайними случаями, когда подростки бросают учебу ради интернета и могут месяцами не выходить из дома или даже из своей комнаты.

 

Попытки родителей оторвать таких сетеманов от монитора компьютера иногда доводят до неконтролируемой агрессии. Так, два года назад в Тукаевском районе в деревне Мелекес 15-летний внук ударил свою бабушку молотком по голове - не убил, но серьезно покалечил. Как выяснилось, парень чересчур увлекался компьютерными играми, и родители специально «сослали» его на летние каникулы в деревню, чтобы отучить от вредной привычки. Но тот, не в силах покорно переносить разлуку с любимым компом, решил, что, если бабушка сляжет, то родители будут вынуждены забрать его в город. Следователям подросток сказал, что хотел только слегка ударить бабушку, но не рассчитал силы.

 

А 11 мая нынешнего года под уголовную ответственность попал 46-летний житель поселка Нижние Вязовые Сервер Муратов. Несмотря на свое «компьютерное» имя, мужчина не страдал сетевой зависимостью. В отличие от своего 17-летнего сына, который сутками напролет играл на компе. В тот злополучный день отец решил пропылесосить дома ковры. Но проводка не выдержала напряжения, свет погас, монитор - тоже. Игра прервалась «на самом интересном месте» - сын до того расстроился, что стал крушить в комнате мебель и набросился на отца. Мужчина схватил нож и дважды ударил сына в грудь. Парень в тяжелом состоянии был госпитализирован.

 

- Игромания, или гемблинг - это психическая патология, - объясняет Владимир Менделевич. - Клинически гемблер мало отличается, к примеру, от алкоголика - та же уверенность, что «всё под контролем», что «в любой момент могу отказаться», и тот же абстинентный (похмельный) синдром. В таких запущенных случаях, несомненно, нужна помощь психиатра.

 

Большинству же подростков требуется психологическая помощь и родительское участие.

 

Интернет-зависимость подростков принято условно разделять на несколько «подвидов» - в зависимости от его интересов в сети:

 

гемблинг - игровая зависимость: стрелялки, стратегии или онлайновые азартные игры,

 

сетеголизм - непреодолимое пристрастие к виртуальному общению,

 

навязчивый веб-серфинг - бесконечный поиск новой информации не ради самой информации, а ради праздного любопытства.

 

Все эти зависимости, по мнению психологов, возникают у детей не без помощи самих родителей.

 

- Ведь почему подросток уходит в виртуальную реальность? - рассуждает профессор. - Потому что в реальной жизни не находит понимания и душевного тепла. Вместо того чтобы проводить с детьми больше времени, родители покупают им компьютеры и гаджеты, чтобы разгрузить себя, «занять ребенка», а потом уже не могут его оторвать от этого занятия. Кроме того, до эпохи интернета, чтобы получить обратную связь и сформировать реальную самооценку, подростку приходилось что-то делать, с кем-то общаться, чего-то достигать. Сейчас же всё это можно получить в социальных сетях. Незаметно для себя подросток втягивается, жаждет получить как можно больше «лайков» и «френдов». А между тем помимо нарциссических наклонностей у личности формируются еще и истерические черты характера, главным признаком которых является феномен «жажды признания». То же самое касается постов и блогов. Авторы часто пишут не для того, чтобы понять и обсудить, а для того, чтобы понравиться, «засветиться».

 

Всё это, конечно, не сразу перерастает в зависимость: патология формируется постепенно - так же, как формируется характер - изо дня в день. И, в конце концов, она становится частью характера. Вот почему «вылечить» от любой зависимости раз и навсегда нельзя. Можно только постараться перевести «вредную» зависимость в полезную. Например, в «зависимость» от спорта.

 

Опрос «СН»

 

Сколько времени вы проводите в Интернете?

 

Данил Воронов, 13 лет, 6-й класс Центра подготовки молодых футболистов при ФК «Рубин»:

 

- Я люблю смотреть онлайн спортивные передачи и трансляции матчей. В интернете можно быстро узнавать спортивные новости. В соцсетях мне тоже нравится общаться. Обсуждать что-то или просто фотографии размещать. Но я очень много времени провожу на тренировках, на сборах и на играх, которые часто проходят на выездах. А ведь еще и учиться надо, по всем предметам успевать. Так что у меня совсем нет времени на Интернет. Максимум - 1 - 2 часа в день.

 

Мария Валишева, 15 лет, 8-й класс:

 

- Я считаю, что интернет - очень полезная вещь. Он экономит время и деньги. Можно бесплатно общаться с друзьями, слушать музыку. Для учебы можно очень много информации быстро найти. Я провожу в Сети в общей сложности полдня. Играми не увлекаюсь, в основном общаюсь в соцсетях. Выкладываю свои фото на странице, пишу о том, что у меня происходит в жизни. Просматриваю сообщения и фото моих друзей. Ставлю «лайки», если нравится. Комментарии оставляю редко. Если уж что-то очень зацепит. Но виртуальное общение не отрывает меня от реальной жизнью, потому что я захожу в интернет в основном с телефона или планшета. Домашний компьютер использую в основном для учебы. Я совершенно уверена, что и без интернета могу спокойно обойтись какое-то время. Я недавно была в турпоездке в Швейцарии, и так получилось, что пять дней у меня не было доступа в Сеть. И я нисколько от этого не страдала. Даже наоборот: оставалось больше времени на общение в реальности, на впечатления.

 

Виктор Ибрагимов, 16 лет, 9-й класс:

 

- Для меня Интернет - это, в первую очередь, помощник в учебе и в поиске информации. Ну и для развлечения и общения тоже. Я музыку скачиваю, фильмы смотрю. В соцсетях друзьям пишу. Правда, долго не могу сидеть в Интернете - примерно 3 - 4 часа в день. Потому что есть много других увлечений: в музыкальную школу хожу - скрипка и гитара. А еще я художественную школу заканчиваю. Да и в общеобразовательной школе ГИА скоро, подготовиться нужно. Если я слишком увлекаюсь Интернетом, родители мне напоминают, что пора оторваться. Хотя я сам стараюсь рассчитывать время, когда нужно остановиться. Но у меня есть знакомые, мои ровесники, которые целые дни проводят в интернете, учебу забрасывают. Они, даже когда встречаются вместе, идут не в кино или там в парк или на пляж, а играть в какой-нибудь компьютерный клуб. Меня как-то позвали, так я не понял, что в этом хорошего. Духота, все сидят, в мониторы уставились! И что в этом интересного, не знаю!

 

Важно!

 

Как распознать у ребенка признаки компьютерной зависимости:

 

- Значительное улучшение настроения от работы за компьютером.

 

- Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере.

 

- Если оторвать ребенка от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию.

 

- Неспособность подростка спланировать окончание работы или игры на компьютере.

 

- Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера.

 

- Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера.

 

- При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике.

 

- Отказ от общения с друзьями.

 

- Могут быть и некоторые физические отклонения: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине и «туннельный синдром» - боли в запястье из-за постоянных «кликов» мышкой.

 

Если вы заметили у своего ребенка подобные симптомы, ни в коем случае нельзя его ругать и критиковать. Это только еще больше усугубит проблему. Нужно, прежде всего, обращаться к психологу. Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов и родителей.

 

Елена Мельник

фото из архива "СН"