Известного  казанского  танцовщика  Михаила  Тимаева с  детства  тянуло  к  неизведанному,  изящному,  притягивало  творческое  начало  во  всем. В эксклюзивном интервью «Событиям» он рассказал, как хотел бросить балет из-за девочек, а теперь не представляет себе жизни без любимой работ [ФОТО]

 

- Михаил,  как  становятся  артистами  балета?  Откуда  эта  любовь  у  тебя?               

 

-  Любовь  к  искусству  с малого  возраста  не  проявляется.  Любовь  к  балету  как  к  искусству  реально  осознаешь  только  к   окончанию  хореографического  училища,  а  все  остальное  - только  подготовка.  Потом  уже  с  каждым  годом  постепенно  идет  переосмысление  профессии,  своего  места  в  ней.  Мой  старший  брат  занимался  в  хореографической  студии  при  казанской  школе  №  91, где  учился  и  я,   а  мы  с  мамой  приходили  его  забирать  после  учебы. Я  восхищенно  наблюдал  за   их  упражнениями и  движениями  у  станка,  мама  это  заметила  и  меня  тоже  в  семилетнем возрасте  отдали  в  эту  студию,  чтобы  не  слонялся  по  улице  и  впустую  не  тратил  время.  Нас  было  10  ребят,  но  через  два  года  остался  один  я среди   девчонок,  было  некомфортно,  началось  отторжение, и  я порывался  даже  бросить  студию.  Иногда я уходил  из  дома, а в классе не появлялся. Позднее поступил в Казанское  хореографическое училище и, окончив его, стал артистом Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.     

 

- Какие  качества  ценятся  в  балете,  помимо  гибкости?   

                                                  

- Самое главное - работоспособность, желание, трудолюбие. Физические данные имеют важное значение, если хочешь добиться высоких результатов. Еще есть профессиональный отбор, природное телосложение, музыкальность, выворотность.  Упорство. Видя ежедневно ведущих артистов у  станка, понимаешь, что наша работа - адский труд. Халтурить  невозможно,  иначе теряются навыки, профессионализм.  В первую очередь еще очень  важна самодисциплина.    

 

- Есть мнение, что балет - почти военная организация и танцовщиков просто муштруют. Так ли это?  

 

- В Мариинском театре, наверно, так. Иногда это необходимо. У нас это не муштра, а дисциплина. Строгость сейчас сложно проявлять, нельзя накричать, выгнать ученика из класса.  Держать себя в тонусе очень важно. Класс у нас идет почти час, потом 15-минутный перерыв, с 14 часов опять репетиция, а вечером спектакль. У кордебалета свой график репетиций. У нас все подчинено плотному графику и железной дисциплине. При расслаблении не может быть высоких результатов.

 

              

- Танец - это спонтанный или осмысленный процесс?  

 

- Мы занимаемся классическим танцем, а он предусматривает  пределенные  правила, рамки, эстетику. Поэтому танец - это глубоко осмысленный процесс, спонтанности здесь мало. Одно и то же движение каждый танцовщик может делать по-разному; готовясь к роли, продумываешь нюансы, выстраиваешь пластику, жесты, иногда импровизируешь. Отходить от классического академизма нельзя. Движение получает законченность, когда оно внутренне  наполнено. За рубежом есть специальные фонды, которые следят за чистотой  хореографии (например,  фонд  Джорджа  Баланчина), чтобы красота линий в классике была безукоризненной. Любой шаг на сцене должен быть глубоко осмысленным, иначе нарушается целостность спектакля. Каждый артист, особенно солист, должен над этим постоянно задумываться.       

 

- В  балете  есть  место  чувственности?  

 

- Конечно! В основе любого балета лежит любовь. Без пылких чувств, эмоций, переживаний страсть не станцуешь. Артист должен внутренне идти от образа, чувствовать огонь в душе, тогда зал тебе поверит, будет искренне принимать и эта отдача в душе, потом разливается счастьем. Если чувственности нет, то, по-моему, искусство тогда просто теряет смысл.

                                                                                                                                      

- Что самое главное в хореографии?      

 

-  Передать состояние души.      

                                                                                                  

- Балет - союз божественного и земного?                                                                       

 

- Танец ни в одной религии не приветствуется, поэтому божественного здесь  мало. Скорее всего, вы имеете ввиду красоту тела и подлинную страсть, сгорание от любви без остатка? Земного, наверно, все-таки больше, хотя иногда мы заставляем зрителя плакать от сказки. Объясню. Любой  балет  -  вечная сказка о  любви  («Ромео и Джульетта», «Корсар», «Баядерка», «Жизель», «Щелкунчик» и др.), о нежности, эмоции часто зашкаливают (и  это сразу передается залу), а Добро всегда побеждает Зло.  

 

- Чем танцовщики занимают паузы во время репетиций?                                           

 

- Читаю, обсуждаю новости с друзьями, пью чай. Сейчас иногда на планшете смотрю мировые балетные постановки различных театров и хореографических школ. Время летит быстро, поэтому отдыхать некогда, у нас все подчинено работе.  

   

- Как происходит  процесс постановки балетного спектакля?                                                       

 

- Сначала театр выбирает новую постановку, ищет хореографа, продумывает картины, мизансцены, идеи, творческие ходы, учитывая возможности труппы и финансовое положение. Обычно приглашаются ведущие российские хореографы, художники по гриму и костюмам, начинается гигантская работа по воплощению всех идей в жизнь. Идут репетиции, прогоны, шьются костюмы, воссоздается дух эпохи и страны, подбираются соответствующий грим, парики и пр. Было бы замечательно, если бы наш театр активнее работал с мировыми хореографами, купил права на великие постановки, дал  возможность артистам приобщиться к мировым балетным вершинам. Сегодня в принципе возможно все, но, к сожалению, все упирается в финансы. Раньше балетных премьер было 5-6 в год, сейчас - одна-две.  Нужно обновление репертуара, современная хореография, новое  мышление. Например, когда-то великий Рудольф Нуриев танцевал в спектакле «Маргарита и Арман» с Марго Фонтейн. Перенести бы в  память  о танцовщике эту гениальную постановку полностью на нашу сцену, купить все права на нее и публика, уверяю вас, будет на нее ломиться; у нас три миллиона жителей в Татарстане и ее увидят буквально все! А самое главное  - она быстро окупится!        

 

- Каковы основные критерии успеха в балете?  

                                                 

- Талант. Трудолюбие. Нестандартное мышление. Умение перевоплощаться в  образ. Естественность на сцене.                                                          

 

- У тебя есть любимые композиторы?                                                                                     

 

-  Обожаю Рахманинова, Минкуса,  Вагнера,  Морриконе.   

                     

- Какая роль в репертуаре для тебя самая трудная?                                          

 

-  Та,  которую я  еще не исполнял.    

                                                                              

 

- Иногда балет напоминает драму или трагедию. Влияет ли исполнение таких  страстных партий на твою повседневную жизнь и поведение?                       

 

- После спектакля часто чувствуешь себя опустошенным, иногда сидишь долго в гримерке, анализируешь его и в тишине думаешь о том, что в будущем надо некоторые детали подправить, улучшить. В транспорте практически не разговариваю, дома сразу включаюсь в обычную жизнь - надо покормить и поиграть с маленьким сыном, вывести на прогулку собаку, перед сном почитать журналы, посмотреть теленовости.  

                   

-  Для одних работа - это карьера, для других - досадная повинность. А для тебя?    

                                                                                                                          

-  О, нет, я люблю свою работу! Иногда после длительных репетиций бывает скрытый от посторонних крик души - за что мне дана свыше эта каторга? Ведь мы уже в 37 лет идем на пенсию, и чем буду в дальнейшем заниматься  -  пока не думал. Преподавать вряд ли пойду - на эту зарплату семью не прокормишь. Но в любом случае мое будущее будет связано с искусством. 

    

- Какая хореография тебе ближе - классическая или современная?    

            

- Классику люблю, на ней воспитан, но модерн мне тоже интересен и близок. Хотел бы себя попробовать в современных постановках.  С удовольствием смотрю в записи балеты Эйфмана, Поклитару,  Бежара.

     

- Какова роль педагогов, работающих в театре?                                                

 

- Роль педагога – наставника в театре очень велика. Это самые главные люди,  которые тебя стимулируют.  

                                                                                

-  С какими хореографами хотелось бы поработать?                                                           

 

- Очень хотелось бы поработать с Алексеем Ратманским, Кеннетом Макмилланом, композитором Эндрю Ллойд Уэббером, Михаилом Барышниковым. Пока это нереально.  

 

- Не было приглашений сняться в кино или на телевидении?                       

 

- Нет, не было. 

                                                                                                                       

- Что читаете? Стихи не пишете?                                                                                  

 

- У  меня дедушка был писателем, я не пишу ни прозы, ни стихов. Иногда могу сочинить импровизацию в стихах, но не более. Люблю приключенческие и исторические романы.    

                                                              

- Каков он, балетный зритель? Отличается ли европейский зритель от российского?  

                                                                                                                          

- Зритель совершенно разный, кто-то приходит раз в год, кто-то пришел с друзьями, кому-то важен престижный спектакль со звездами. А есть завсегдатаи и профессионалы, их немного. В Европе то же самое, но русский балет там любят и ценят больше, встречают более восторженно.  

 

-  Сегодня балетный мир, к сожалению, то и дело выбрасывает порции громких скандалов и поводов для бурного обсуждения. Для чего это делается? Что ты думаешь по этому поводу?

 

- Нечистоплотными  скандалами  и  интригами  некоторые  просто  пытаются  привлечь  к себе  внимание.   Это  абсурдно  само  по  себе.  Артист  должен  иметь  безупречную  репутацию,  а  если не  согласен  с  политикой  руководства  театра  -  просто  уйти.  Зачем  будоражить  мир  и  создавать  нездоровый   ажиотаж, особенно  в  таком  прекрасном  виде  искусства, как  балет?  Я  категорически  против  подобных  вещей.  Скандалы  портят  имидж.     

                                                                                                                                  

- Балетная труппа в Казани - одна из самых молодых в России. Каковы перспективы ее развития?    

 

- Да, у нас относительно молодая  труппа. Перспективы, на мой взгляд, хорошие, есть конкуренция, есть желание работать, видеть новое, общаться с выдающимися мастерами, устраивать гала-концерты в своем театре. Нужно  постоянно двигаться вперед, развиваться, осваивать новые вершины, ставить  новые спектакли.

 

Беседовал Марат Шакирзянов

фото с сайта kazan-opera.ru