С декабря оплачивать проезд в казанском общественном транспорте можно будет с помощью мобильного телефона. А с китайскими автобусами, которые показали себя не лучшим образом на дорогах татарстанской столицы, теперь будут мучиться жители Перми, Ижевска, Ульяновска и некоторых других городов. Об этом журналисты узнали сегодня на презентации 60 новых «НефАЗов».

О цене договорились

 

Напомним, масштабная замена подвижного состава на общественном транспорте Казани стартовала в начале этого года. До Универсиады в городе должно появиться 700 новеньких автобусов, которые будут по-прежнему красными, но более надежными и удобными, чем «китайцы». На сегодняшний день перевозчики заключили контракты на поставку 392 автобусов, в том числе 227 «МАЗов» и 165 «НефАЗов». Из них 281 уже прибыли в столицу Татарстана.

 

Вообще-то изначально перевозчики собирались закупить побольше «МАЗов». В Белоруссии, которая сейчас переживает не лучшие времена, их стоимость понизилась до 4 миллионов 200 тысяч рублей. Тогда как челнинский аналог до недавнего времени стоил на 900 тысяч дороже. Однако путем переговоров с руководством татарстанского предприятия цену удалось сбить до белорусской.

 

 

 

 

При этом автобусы местного производства оказались более комфортны в эксплуатации, нежели их аналоги из ближнего зарубежья. Кондукторы, с которыми удалось поговорить вашему корреспонденту на презентации, отметили, что салон  «МАЗа» достаточно тесный, проходы узкие, посадочных мест меньше. А двигатель, который расположен в задней части салона нагревается, чем доставляет дискомфорт пассажирам.

 

Несмотря на то, что название челнинской модели не изменилось, с 2007 года на автозаводе внесли по рекомендациям перевозчиков в конструкцию «НефАЗа» около 200 изменений. Двигатель стал мощнее, системы вентиляции и отопления - лучше, кабина водителя - удобнее. С учетом случаев самовозгорания китайских автобусов на казанских дорогах, челнинские производители  предусмотрели в «НефАЗе» и систему автоматического пожаротушения. А верхний вентиляционный люк оснастили электроприводом. Теперь и пассажир в салоне, и водитель у себя в кабине нажатием на кнопку сможет в жаркую погоду открыть его, чтобы стало прохладнее.

 

 

 

 

 

Нет наличных? Гони телефон

 

На сегодняшней презентации мэру Казани Ильсуру Метшину продемонстрировали и принцип работы новой системы оплаты за проезд с помощью мобильника, которую планируется запустить в декабре.  Технология проста. В автобусе вы прикладываете мобильник к валидатору и с телефонного счета списывается стоимость проезда. По аналогии с пластиковой транспортной картой. Удобно, и никаких наличных.

 

Для того, чтобы деньгами с телефона можно было оплатить поездку, мобильник должен быть оснащен модулем беспроводной связи NFC. Современные модели уже укомплектованы данной опцией, модуль также можно  приобрести в салонах связи. А у части операторов есть специальные сим-карты, которые поддерживают NFC.  В нашей стране подобная система платы за проезд уже действует в питерском метро, в Казани же она будет работать как на наземном, так и в подземном транспорте.

 

Распродажа «драконов»

 

Как сообщил глава транспортного комитета Айдар Абдулхаков, в ближайшее время в Казани появятся  6 дополнительных полос для общественного транспорта. Правда, где именно, не уточнил.

 

- Мы и дальше будем следить за тем, чтобы эти полосы работали, - предупредил в свою очередь Ильсур Метшин. - У человека должен быть выбор: либо он за 30 минут доезжает до центра в комфортабельном автобусе с кондиционером, улыбающимся кондуктором и внимательным  водителем, либо за час с лишним добирается по пробкам на своем «Мерседесе».

 

 

 

 

Несмотря на то, что заявление мэра вызвало у журналистов ироничные усмешки, надо признать, что городские власти за последние годы добились определенных успехов в проведении транспортной реформы. Как бы ни ругали горожане пресловутые красные автобусы, вряд ли кто-то захочет сегодня вернуться в «ПАЗики» и «Газели».

 

- Решение отказаться от них было принято в 2006 году. Нужно было поменять 1200 автобусов, - вспомнил сегодня Ильсур Метшин. - В то время «КаМАЗ» выпускал 300 автобусов в год. Других производителей техники с нужными нам параметрами ни в России, ни в странах ближнего зарубежья фактически не было. «МАЗ» в те времена казался хорошей машиной, но стоил очень дорого, смогли закупить только 50 единиц. В итоге китайцы сделали свое дело. 

 

Предполагается, что в 2013 году из 780 ранее закупленных автобусов производства КНР, на дорогах Казани останется не более 100. Оставшихся в живых «драконов» сейчас активно распродают в соседние регионы, где власти также хотят отказаться от эксплуатации «Газелей». Жителям Перми. Ульяновска, Челябинска, Кирова и Ижевска остается только посочувствовать…