Конец года ознаменовался в политической жизни страны бурной уличной активностью. Не обошел этот процесс и столицу Татарстана. Однако некоторые наблюдатели отметили крайне равнодушное отношение к ним со стороны большой части татарской национальной интеллектуальной элиты. Почему татарская интеллигенция в основном не поддержала протестные митинги?


Конечно, отдельные представители татарского национального актива, как отмечают наблюдатели, были замечены на митингах, однако многие из них были там либо как журналисты, либо просто любопытствующие.

Такое откровенное невнимание к этим митингам (как разрешенным, так и нет) со стороны татарской интеллектуальной элиты весьма показательно, и, на мой взгляд, весьма ожидаемо. Здесь я принципиальным образом не соглашусь с главным редактором газеты «Звезда Поволжья» Рашитом Ахметовым, который писал о том, что игнорирование митинга татарскими патриотами это очередной «прогиб» перед всесильной вертикалью.

На мой взгляд, все самые дальновидные, аналитически мыслящие представители нового поколения татарской национальной элиты обходят эти митинги стороной вполне сознательно. Дело в том, что в сердцевине этих уличных баталий лежат совершенно несовместимые с интересами татарских интеллектуалов причины. Общая подоплека, организационные корни этого движения (и речь здесь не о пресловутом Госдепе США) представляются им неприемлемыми как с моральной, так и идеологической точки зрения.

Я внимательно смотрел прямую трансляцию митинга, который проходил 24 декабря в Москве на площади Сахарова. Видел множество флагов русских националистов, и совершенно четкие призывы: «Русские вперед!». Потом выступал их лидер, который в своей речи восхвалял героев «манежки», и заявлял под одобрительный гул буквально следующее: «Мы, русские националисты, верим, что мы победим, и что Россия станет государством русских».

В этой связи хочу напомнить, что активисты «манежки» ровно год назад не просто выкрикивали экстремистские лозунги, некоторые ее участники избивали случайных прохожих, школьников (!) кавказской внешности и если бы не сотрудники милиции, вставшие на пути сотен обезумевших отморозков, то линчевания было бы не избежать… Вот они герои «манежки». И теперь они среди участников этих митингов и вовсе не на маргинальном, а вполне себе центральном положении.

Кстати, один из лидеров нынешней так называемой «внесистемной» оппозиции Алексей Навальный недавно вошел в оргкомитет акции русских националистов «Русский марш», а также призывал своих сторонников принять участие в нем. В своем ЖЖ он тогда разместил видео с сайта «Русская платформа» с речевкой «Хватит кормить Кавказ».

Навальный не скрывал своих симпатий к ныне запрещенной русской националистической экстремисткой организации ДПНИ. Кстати, его исключили в свое время из «Яблока» именно за пропаганду националистических идей. И не будем забывать, что Навальный - это, можно сказать, лицо, неформальный лидер нынешних протестных настроений.

И после вышеперечисленных характеристик возникнет ли желание у татарских интеллектуалов, интеллигенции, по настоящему думающих людей идти на эти митинги?

«Русский вопрос», кстати, активно муссируют и представители «системной» оппозиции - в первую очередь «ЛДПР» и «КПРФ». Кстати, у «Единой России» и «Яблока» такого навязчивого педалирования «русского вопроса» как раз не наблюдается.

Одним словом: стоит ли удивляться нежеланию татарской интеллигенции вставать в один ряд с теми, лозунг которых «Россия для русских». Националисты на площади Сахарова кричали «Русские вперед!». Возникает резонный вопрос: а татары куда? Татары назад? Башкиры тоже назад? И евреи туда же, и якуты, и чеченцы, и кабардинцы?

Хотим ли мы жить в таком государстве, о котором мечтают эти провокаторы? Понятное дело, что не все вышедшие на митинг придерживаются националистической идеологии. Однако это вопрос совести: кто-то может смириться с тем, что он встает в один ряд с фашистами, а кто-то себе этого не может позволить. Кто-то согласен на гоббсовскую «войну всех против всех» ради того, чтобы на осколках прежней державы построить национальное русское государство, а кто-то считает, что время революций прошло и необходимы пути для эволюции. Уличный митинг вполне может быть нормальным и цивилизованным способом для демократических изменений. Однако ключевой вопрос: с кем кооперироваться?

Кстати, тот факт, что национальные республики на прошедших выборах дали самый большой процент для действующей партии власти еще раз продемонстрировал несостоятельность, интеллектуальную убогость тех, кто утверждает, что именно национальные республики являются очагами сепаратизма, экстремизма, радикал-/чего-то там/-изма, и вообще угроза безопасности страны. Такие регионы как нынешний Татарстан - это, можно сказать, столпы современной России, железобетонная ее основа, как по уровню поддержки нынешней власти, так и по финансовой и культурной отдаче, которую страна получает от Казани.

Угрозу национальной безопасности необходимо искать где-нибудь на Дальнем Востоке, Сибири или в Центральной и Северо-Западной России, где партия власти получила самые низкие показатели на последних выборах, и где сильны русские националистические организации. Угрозу необходимо искать на площадях, где призывают к фактическому отделению Кавказа, то есть развалу, разделу России, угроза среди тех, кто кричит «русские вперед!», внося тем самым глубокий и необратимый раскол в российское общество. Угроза и среди тех, кто провоцирует межнациональную и межрелигиозную рознь у нас в Татарстане.

Татарские интеллектуалы, которые проигнорировали эти митинги в Казани, высказали тем самым свое отношение к ним. Видимо, для них одинаково неприемлемы как русские националисты с флагами на митингах, так и непонятные «нашисты», которые не смогли выработать для себя толковой идеологии.

К слову о ДПНИ. В уходящем году в Казани запрещенная экстремистская организация ДПНИ устраивала так называемую пробежку «Русские за ЗОЖ». Ни для кого не секрет, что цель подобных организаций - провокации и конфликты. И подобные пробежки - это попытка заявить о себе, обозначить свое присутствие в городе. Сейчас этой организации у нас нет, но в какую сторону мимикрировали ее бывшие члены и им сочувствующие, где мы их можем встретить?..

Существуют вещи, вопросы, в которых необходимо быть принципиальным до конца. Кто-то готов стоять на провокационных митингах плечом к плечу с русскими националистами и прочими коричневыми, а для кого-то сама эта мысль вызывает отвращение. Каждый выбирает для себя. Татарские интеллектуалы свой выбор сделали.


Данис ГАРАЕВ, фото Шамиля АБДЮШЕВА

оригинал статьи