16 декабря в Казани в ледовом дворце «Татнефть-Арена» состоялся долгожданный концерт Юрия Шевчука и компании с программой «Иначе», основанной на песнях из нового альбома группы. В двойной СD вошли 28 композиций, над которыми «ДДТ» работало более 3 лет.


Программу «Иначе» музыканты делали довольно долга. Одно из главных ее новшеств – тематический видеоарт: во время исполнения каждую песню сопровождает клип, который демонстрируется на огромном экране площадью в тысячу квадратных метров. Не побоялись ддтэшники и экспериментов со звуком. В большинстве новых песен звучит электронная музыка.

Шумахер отечественного рок-н-ролла

Слушая концертные версии новых песен, понимаешь, что «ДДТ» находится на творческом взлете. И новая программа ничуть не уступает легендарным выступлениям в рамках «Мира номер ноль» и «Черного пса Петербурга», а может быть даже превосходит их. Это и неудивительно: группа находится в постоянном поиске нового: новых звуков, аранжировок, идей. Не случайно почти полностью обновился состав. Старые музыканты покинули «ДДТ», чтобы идти дальше спокойным, размеренным путем. За стремительным Юрием Шевчуком им, пожалуй, уже не успеть – слишком разные скорости.



Для многих моих сверстников русский рок начался именно с песен Юрия Юлиановича Шевчука. Помню, в 10 лет я купил на базаре две кассеты: одна была сборником песен «Ласкового мая», другая – альбомом «Актриса Весна» группы «ДДТ». Других кассет в киоске просто не было. Я пришел домой и решил послушать сначала альбом группы с таким странным названием. Включил – и что-то со мной случилось. Я почувствовал, как волнами меня захлестывают какие-то странные, доселе незнакомые ощущения. То ли радости, то ли боли. То ли еще чего, что находится за пределами слов. Я слушал эту кассету до поздней ночи. И с тех пор «заболел» творчеством «ДДТ» на долгие годы.

Думаю, мне повезло, что именно Шевчук стал для меня олицетворением русского рока. За 27 лет творчества он ни разу не изменил себе: не участвовал в грязных выборных кампаниях, не выступал на корпоративах, не пресмыкался перед властьимущими. Он идет своей дорогой, и поэтому вряд ли дождется почетных орденов, собственных радиопередач (как у «Би-2» и БГ) и трансляций концертов его группы по телевидению. Зато народ его любит (именно народ, а не население). За то, что он настоящий. За то, что может расплакаться, выступая перед 18-летними солдатами в Чечне. За то, что всегда говорит то, что думает. За то, что не устает взывать к совести в стране, где это слово, кажется, вообще исчезло из употребления. За то, что по-прежнему верит в Новую Россию, которая пробьет стены лжи, цинизма и бездуховности. За то, что мешает нам спать в уютных креслах перед телевизорами. И, наконец, за то, что продолжает бороться за человеческое в нас, несмотря ни на что.

Три дня в Татарстане – ради Свияжска и Елабуги

Впрочем, вернемся к новейшей истории группы. Программа пребывания питерских музыкантов в Казани была очень насыщенной. По словам лидера ДДТ, они специально приехали за 3 дня до концерта, чтобы успеть посетить свои любимые места и пообщаться с поклонниками и журналистами.

14 декабря Юрий Шевчук выступил в Казанском музее социалистического быта, где сыграл несколько своих старых хитов в память о первом концерте, который он дал в столице тогда еще ТАССР. «Этот концерт состоялся еще в 1982 году, почти 30 лет назад, – рассказал журналистам музыкант. – Помню, я автостопом приехал на «КАМАЗе» из Уфы, около автовокзала меня встретили знакомые казанские неформалы. Сам концерт прошел на земляном полу при свечах в городке Казанского государственного университета во флигеле, где когда-то жил Лобачевский. На этом «квартирнике» была, в основном, хиппующая молодежь, в то время такие выступления были под запретом. Я хорошо запомнил чудесную атмосферу того концерта. Было настоящее чувство единства, братства. Почти тайная вечеря. Мы знали, что Совок вечен, что наше дело обречено, но не могли больше жить как прежде.

В благодарность за импровизированное выступление Музей социалистического быта подарил Юрию Шевчуку сборник 1970-х годов «Песни нашего сердца» и елочную звезду «Героям рок-н-ролла». Музыкант написал на гитаре «Песен! Удачи!».

Затем Шевчук и компания в полном составе уехали в Свияжск и Елабугу, чтобы посетить местные музеи и храмы.
  
10 тысяч друзей

В день концерта зрители стали собираться у входа в «Татнефть-арену» еще за несколько часов до начала. Кто-то пел песни «ДДТ», кто-то обсуждал политические взгляды Юрия Юлиановича, кто-то делился своими впечатлениями от прослушивания нового альбома. На ура шли футболки, кепки, шарфы с символикой «ДДТ», продававшиеся в фойе. Ближе к 8 вечера зал, вмещающий в себя около 10 тысяч человек, был почти заполнен.

Основную часть зрителей составляла молодежь. Трудно передать словами ту атмосферу свободы, душевного подъема, которая царила на концерте. Складывалось ощущение, будто в зале собрались старые друзья. Впрочем, в каком-то смысле так оно и было.

 


Как и обещали организаторы, на арене возвели грандиозные декорации. По обеим сторонам от основной сцены были установлены дополнительные экраны, чтобы все зрители могли видеть происходящее на сцене. Основной светодиодный экран напоминал театральную сцену с кулисами.

Перед началом выступления Шевчук предупредил слушателей, что первые полтора часа они будут играть новую программу, а уже затем споют проверенные временем хиты. Под грохот аплодисментов послышались аккорды «Родившимся этой ночью».

С первой же песни стало ясно, что «Иначе» представляет собой по-настоящему монументальную программу, сочетающую в себе оригинальный видеоряд, сложную и насыщенную музыкальную аранжировку и высококачественную поэзию. Нам представили не просто новый альбом, мы увидели редкий по нынешним временам пример настоящего творчества. Творчества, которое будит лучшее в человеке, заставляет его вспомнить о подлинных ценностях: любви, чести, доброте, Родине.

Многие зрители уже знали слова новых песен наизусть и подпевали ДДТ.

И наш патриотизм не очень высок.
Он не фужер на банкете, не танцор нагишом,
Он не гимны, не марши, не речей песок,
Он наивен, прост и даже смешон.
Но он не дубина, не народ, не вождь,
Не чугунный цветок в гранитной руке,
Он там, где мы хоронили дождь,
Он солнце, тонущее в реке.. («Напиши мне, напиши»).


Всё, что почти погибло,
Стало цветочною пылью.
Над моим пером и бумагой
Неподвластна любая власть.
Юго-западный ветер
Подарил нам светлые крылья,
Напоил добром и отвагой,
Установил с этим небом связь. («Юго-западный ветер»)


Что есть время? В чем его смысл?
Думать в конце пути о начале?
стою у окна, курю мысль.
Ты прав, во всем этом много печали.
Наблюдаю, как время кует миллиарды,
Ярость сомнений, гордыня желаний...
Рвутся сердца, как смешные петарды
От давления сжатых в нас расстояний.  («Время»)


Всего со сцены прозвучала половина из 28 треков, которые входят в полную версию альбома. А потом была вторая часть концерта, где группа исполняла старые хиты. Известные песни предстали в новой обработке с прекрасными инструментальными соло.

Скажу честно, этот концерт был лучшим в моей жизни. Даже на выступлениях легендарных «Rolling Stones», «Scorpions» и Стинга я не ощущал такого острого чувства счастья, радости и вдохновения. Уверен, что в тот вечер многие чувствовали подобное. И верили, что завтра действительно «все будет Иначе». Да и как не верить? Шевчук слов на ветер не бросает.



 А вот что по поводу нового альбома и тура поведал казанским журналистам сам мэтр:

– Расскажите, чем новая программа принципиально отличается от остальных ваших концертных выступлений?

– Это уникальное шоу европейского уровня, достаточно интеллектуальное, живое, рок-н-рольное, аналогов которому пока нет в России. Специально для концерта в «Татнефть-Арену» было привезено 4 трейлера с аппаратурой, огромные экраны, сотни килограммов светового и звукового оборудования. Над установкой декораций трудится более пятидесяти инженеров и режиссеров. Репетировали почти полгода. В итоге отработали все до мелочей, чтобы зрители услышали живую музыку, сопровождаемую оригинальной видеоинсталляцией.
 
– Какая основная идея альбома «Иначе»?

– В этом альбоме мы не отвечаем на вопросы, а задаем их. Я считаю, что молодежи не нужно бояться задавать себе вопросы, напрягать свой интеллект, свое сердце, свою душу. Есть вопросы – как быть, каким быть, и так далее, и начнет разматываться клубок, и мы все вместе, всей страной, выйдем из этих пещер Минотавра по этой нити Ариадны. И как бы власть не пыталась отучить нас думать, искать ответы, я верю, что в России достаточно порядочных людей. Больше, чем они надеются.

– Каким образом Вам удалось сделать столь глобальную и дорогостоящую концертную программу, ведь интерес к музыке в наши дни заметно уменьшился?

– У группы «ДДТ» нет спонсоров, мы не участвуем в рекламе, не выступаем на корпоративных вечеринках, не рекламируем алкоголь и сигареты. Мы пуповиной связаны с народом, публикой. Люди пришли, заплатили, а мы окупили звук, экраны, технологии. А технологии у нас XXI века, все очень современное, дорогостоящее.

Конечно, не все концерты, которые мы даем в России в рамках этого тура, окупаются. Так, в Самаре не хватило 500 человек для того, чтобы музыканты получили зарплату, окупилось только завезенное оборудование. Поэтому смешно, когда недоброжелатели пишут, что я вхожу в список Forbes. Подозреваю, это те же “нашисты” и “молодогвардейцы”, что писали, будто я воровал медали у погибших солдат в Чечне. Они за деньги и шанс попасть в Госдуму и родную мать продадут. В то же время в Уфе был аншлаг, пришло около 9 тысяч человек, полный зал был и в Магнитогорске.

Многим людям трудно поверить, что мы играем не ради денег, а чтобы донести до слушателей свою позицию, подарить им то, что нам дорого. К сожалению, уже долгие годы россиян пытаются одурачить, внушив им, что деньги и карьера являются главными в жизни. Повсюду насаждается дешевая имитация. Имитация искусства, политики, дискуссий, мыслей. Мы же хотим напомнить о подлинных ценностях: чести, достоинстве, Родине, любви. Да, мы идеалисты и не стесняемся этого.

– Как вы считаете, что является самой главной проблемой в России?

– Меня крайне пугает современное состояние российского общества. Такое впечатление, что мы полностью утратили доверие к друг друга. В каждом прохожем видим не доброго самаритяна, а потенциального бандита. Без доверия к людям невозможна никакая модернизация, демократизация и т.д. Нужно понять, наконец, что дело не в экономике, не в количестве ВВП и подобной ерунде, а в человеческих качествах. Пока мы не вернем гражданам чувства причастности к судьбе страны, перемены невозможны. Как говорил Окуджава «Совесть, благородство и достоинство. Вот оно святое наше воинство». Народ сейчас как никогда нуждается в справедливости, воле и доверии.



– Расскажите, пожалуйста о новом составе группы «ДДТ». Все-таки грустно, что ушли такие заслуженные ветераны, как Дядя Миша (Михаил Чернов) и Доца (Игорь Доценко).

– Два года назад я понял, что в группе назревает кризис. Я считаю, что настоящая рок-группа постоянно должна обновляться, или уходить со сцены. Тогда я собрал музыкантов «ДДТ» и сказал: «Если я не напишу каких-то новых песен, то все разбегаемся». Петь старье больше уже не было сил. И вот появились новые песни, и мы решили сделать принципиально новое шоу. И новые музыкальные задачи могли решить только новые музыканты. В группу пришла молодежь. Нашему Теме Мамаю, например, всего 22 года. Еще мне теперь очень помогает чудесная певица Алена Романова. Ее голос можно услышать практически во всех песнях альбома «Иначе». Поверьте, это удивительно талантливая девушка. Что касается ветеранов, то я не вижу трагедии в их уходе. Это их выбор. Мы продолжаем общаться, встречаться, так что все хорошо.

 – Перед всеми рокерами первой волны возникает “вечный вопрос”: что играть на концертах: старые или новые песни? Если только угождать слушателю, то можно превратиться в группу «Воскресенье», если же всегда играть новую музыку можно отпугнуть старых поклонников?

– В новой программе мы постарались совместить эти два направления. Полтора часа мы играем исключительно новую программу, а потом столько же поем проверенные временем хиты в новой аранжировке. А вообще говоря, когда делаешь что-то новое, всегда «проигрываешь» старых поклонников. Вот придут на этот мой концерт и спросят: «А «Осень» где?», «А «Метель» где?» Ничего не поделаешь.


Тимур КАРИМОВ