Что может быть неприятнее для автовладельца, нарушившего ПДД, чем водворение его автомобиля на штрафстоянку? Еще бы: рушатся планы, сбивается привычный жизненный ритм, появляется куча непредвиденных забот и незапланированных расходов. Однако не стоит паниковать: далеко не во всех случаях инспектор ГИБДД имеет право отправлять ваше авто «за решетку». На самом деле причин, по которым вы можете на время расстаться со своим «железным конем», не так уж много. Вот они:   1. Отсутствие прав на управление автомобилем и документов на транспортное средство. 2. Неисправности автомобиля, при которых запрещена его эксплуатация. 3. Управление автомобилем любой категории, прав

Что может быть неприятнее для автовладельца, нарушившего ПДД, чем водворение его автомобиля на штрафстоянку? Еще бы: рушатся планы, сбивается привычный жизненный ритм, появляется куча непредвиденных забот и незапланированных расходов. Однако не стоит паниковать: далеко не во всех случаях инспектор ГИБДД имеет право отправлять ваше авто «за решетку». На самом деле причин, по которым вы можете на время расстаться со своим «железным конем», не так уж много. Вот они:
 
1. Отсутствие прав на управление автомобилем и документов на транспортное средство.
2. Неисправности автомобиля, при которых запрещена его эксплуатация.
3. Управление автомобилем любой категории, прав на которую нет, либо водитель     лишен этого права.  
4. Управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
5. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
6. Неправильная остановка на проезжей части или парковка в запрещенном месте.

Не будем говорить о том, что подобных ситуаций лучше не допускать – это и так понятно: правила есть правила, и нарушать их нельзя. Остановимся на тех моментах, когда сотрудники ГИБДД, что называется, застукали вас с поличным, вы уже признали свою вину и в ожидании эвакуатора мысленно подсчитываете убытки, связанные с помещением автомобиля на штрафстоянку…

Стоп! Не все так безнадежно! Оказывается, ваш автомобиль в подавляющем большинстве случаев может избежать штрафстоянки, а вы, соответственно, ненужных проблем и лишних расходов. Просто не все знают свои права, а «гаишникам», разумеется, невыгодно их растолковывать провинившимся водителям. Итак, как говорил известный персонаж  Жванецкого, «прям так щас по списку и пойдем».

1. Если вы забыли дома права и/или документы на автомобиль, вы имеете право:

    а) вызвать эвакуатор самостоятельно и отправить автомобиль на СВОЮ стоянку;
    б) съездить за документами на такси;
в) сделать «звонок другу» - то есть позвонить друзьям или родственникам, у которых есть права и попросить их перегнать вашу машину туда, где вы обычно ее паркуете (в гараж, на стоянку, во двор частного дома и т.п.).



На этом пункте остановимся подробнее, т.к. сотрудники ГИБДД, пользуясь вашей правовой безграмотностью, могут заявить, что у гражданина, прибывшего вам на выручку, нет доверенности на право вождения вашего автомобиля или данное лицо не внесено в полис ОСАГО. Оба случая небезнадежны. Доверенность вы можете написать прямо на месте, главное, чтобы у вашего спасителя был с собой паспорт. Что касается отсутствия его фамилии в вашем полисе ОСАГО, то и в этом случае он имеет право сесть за руль вашего автомобиля, правда, при этом вам придется заплатить штраф. Однако сумма штрафа покажется вам мизерной по сравнению с той, которую придется заплатить, забирая машину со штрафстоянки.

2. Неисправность автомобиля можно попытаться устранить на месте. Если это не представляется возможным, вызывайте эвакуатор, который перевезет ваше транспортное средство в автосервис, на стоянку или в гараж.

3. Этот случай приравнивается к отсутствию у вас прав на управление автомобилем, поэтому руководствуйтесь рекомендациями, указанными в п.1. Только уточните, есть ли соответствующая категория в правах вашего друга или родственника, который поспешит вам на помощь.

4. Именно по этой причине чаще всего сотрудники ГИБДД отправляют автомобиль на штрафстоянку. Однако провинившемуся водителю (которого я ни в коем случае не оправдываю), следует знать, что до получения результатов медицинского освидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения его вина не доказана. И уж коль скоро с вами случилась такая оказия, то до того момента, как вы получите заключение медиков, у вас будет достаточно времени, чтобы вызвать эвакуатор и отправить машину в нужное вам место либо использовать вариант «звонок другу».

5. Самый трудный вариант. Отказ от медицинского освидетельствования ничего хорошего вам не принесет. Однако и в этом случае ваша машина может избежать штрафстоянки, если вы поспешите вызвать эвакуатор или кого-то из близких, у которых есть права.

6. Если вы остановились в неположенном месте (скажем, забежали на минуточку в магазин или офис), а по возвращении увидели, что вашего «железного друга» грузят, либо уже загрузили на эвакуатор – немедленно требуйте вернуть машину на место! После чего сразу отгоняйте ее туда, где парковка разрешена. Знайте: пока эвакуатор не тронулся с места, вы имеете полное право забрать машину и самостоятельно перегнать в «безопасное» для нее место. Разумеется, штраф вам будет обеспечен, зато автомобиль останется при вас.



А теперь немного информации к размышлению. По российским законам гражданин не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Стало быть, если вы нарушили ПДД и вам выписан штраф, вторично вас наказывать за это нельзя. На деле же получается, что вы и штраф должны оплатить, и пребывание автомобиля на штрафстоянке – то есть, вы несете двойное наказание. Где логика?
Что касается платы за хранение автомобиля на штрафстоянке, обратимся к Постановлению Правления Комитета РТ по тарифам от 20 февраля 2009 г. №7-1/т «Об утверждении предельных максимальных размеров платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированных стоянках в Республике Татарстан»:
 «Плата за хранение задержанного транспортного средства категории А составляет 39,15 руб./час, категорий Б и Д массой до 3,5 тонны - 78,31 руб./час, категорий Д массой более 3,5 тонны, С и Е - 156,62 руб./час, негабаритные транспортные средства - 234,93 руб./час».
Многовато, конечно, если учесть, что никаких особо комфортных условий вашему автомобилю не предоставляется – он просто хранится под открытым небом, как на обычной парковке. С неоправданно высокими тарифами, конечно, можно было бы смириться, да не дает покоя один вопрос: а что это вообще за стоянки, кто их хозяин и куда идут средства, полученные от проштрафившихся автовладельцев?

Возможно, вы будете удивлены, когда узнаете, что хозяин специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, именуемых в народе штрафстоянками, не ГИБДД, как многие привыкли думать, а автономная некоммерческая организация «Безопасность дорожного движения». Оказывается, 7.05.2009 г. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан заключило с АНО «Безопасность дорожного движения» договор безвозмездного пользования государственным имуществом. Каким именно – не поясняется. «Без-воз-мезд-но – то есть даром!» - эту аксиому, произнесенную совой из мультика про Вини-Пуха, усвоили даже дети. Однако, глядя на вышеприведенные тарифы, в памяти всплывает фраза о бесплатном сыре.
Действительно, первые сутки нахождения автомобиля на штрафстоянке не оплачиваются, да только покажите мне хоть одного автовладельца, который исхитрился забрать свою машину в течение первых суток?! Практика показывает, что пока вы путешествуете от одного должностного лица к другому, пока документы надлежащим образом будут оформлены в ГИБДД, пока один начальник обедает, другой болеет, а третий посылает вас к четвертому на другой конец города, проходит как минимум три дня. К тому времени, когда вы, наконец, окажетесь у окошечка кассы, чтобы заплатить штраф и забрать автомобиль, ваш долг вырастет до 4-5 тысяч.

И еще интересный момент. Заглянем в определение автономной некоммерческой организации (АНО), чтобы понять, что это такое и каковы ее функции. Статья 2 части I Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ гласит: «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Как это похоже на АНО «Безопасность дорожного движения», правда? Далее, в этом же законе, непосредственно об АНО: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг». И ниже: «Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация».  

Из этого следует, что АНО создается для реализации каких-либо общественных целей, а получение прибыли – всего лишь способ покрыть расходы организации, связанные с ее деятельностью. То ли хозяйственные нужды «Безопасности дорожного движения» требуют баснословных денег (оградить в чистом поле площадку для стоянки автомобилей – на это же нужно целое состояние!), то ли штат сотрудников многомиллионный, да только невооруженным глазом видно, что, тарифы, по которым взимаются деньги за хранение ТС на штрафстоянке, явно не соответствуют целям и задачам некоммерческих организаций. Впрочем, теперь вы знаете, как избежать цепких лап прожорливого монстра: бороться с ним бесполезно, а вот перестать его кормить – в ваших силах.


Светлана ЖАРКОВА