Транспорт в Казани – больная тема для большинства «безлошадных» горожан. Если часиков в девять вечера еще возможно (с грехом пополам) из центра уехать в сторону Азино или Кварталов, то вот попасть с окраин в центр на автобусе или троллейбусе в это же самое время не представляется возможным уже никак.   Воскресенье. Половина девятого вечера. Остановка «Солнышко». Стою, мерзну. На остановке еще пять-шесть человек ждут автобуса в центр. Где-то минут через сорок, когда морозный ветер сгоняет с остановки наименее устойчивых к холоду граждан (т.е. плюнув на ожидание, разъехались на «моторах»), появляется №35А. Забравшись в салон, узнаю от кондуктора,

Транспорт в Казани – больная тема для большинства «безлошадных» горожан. Если часиков в девять вечера еще возможно (с грехом пополам) из центра уехать в сторону Азино или Кварталов, то вот попасть с окраин в центр на автобусе или троллейбусе в это же самое время не представляется возможным уже никак.

 

Воскресенье. Половина девятого вечера. Остановка «Солнышко». Стою, мерзну. На остановке еще пять-шесть человек ждут автобуса в центр. Где-то минут через сорок, когда морозный ветер сгоняет с остановки наименее устойчивых к холоду граждан (т.е. плюнув на ожидание, разъехались на «моторах»), появляется №35А. Забравшись в салон, узнаю от кондуктора, что «автобус идет только до Ибрагимова».

 

- Как так? Вроде еще десяти нет?

 

- Ничего не знаю. Наш автобус последний, - отвечает кондуктор.

 

Схожу на Ибрагимова в надежде на троллейбус, который должен добросить хотя бы до театра Камала. Остановка приютила еще троих горожан. Минут через пять вначале один, потом другой тормозят частников. Остаемся с дамой лет пятидесяти. На часах ровно десять.

 

- Куда вам?

 

- Да хотя бы до цирка доехать, - плаксиво сообщает она.

 

Тормозим частника. Добираемся до центра вместе.

 

Или вот другой случай. Половина девятого вечера. Остановка «ул.Глушко». Та же картина – несколько граждан дожидаются троллейбуса (от этой остановки в центр должен бегать 20-й). Ближе к девяти появляется 12-й. Таблички на бортах обещают конечную на Кольце. Забираюсь в холодный салон, однако на первой же остановке кондуктор громогласно объявляет, что троллейбус идет по другому маршруту.

 

- Это как? – недоумевают забравшиеся в салон озябшие женщины.

 

- А так! – отвечает кондуктор. – Меняем маршрут.

 

В подтверждение своих слов тетка в оранжевом жилете покидает салон, чтобы поменять табличку с номером маршрута.

 

- Простите, а до центра будет что-нибудь? – интересуюсь я напоследок у кондуктора.

 

- Сегодня уже нет.

 

Не трудно догадаться, что и в этот вечер я добиралась до центра на такси. Любопытная деталь: на остановке «ул.Глушко» есть будка диспетчера, который отслеживает движение по маршруту. Однако «двенадцатый» волшебным образом превратился в «восьмой» уже после того, как мы отъехали от остановки, но никак не на глазах диспетчера.

 

Следующий вечер. Девять вечера. Остановка на Сахарова. Жду 89-й автобус, который по всем раскладам должен еще курсировать в центр. Со мной мерзнут примерно десять человек. Мимо проносятся автобусы 63-го маршрута. Свет в салонах погашен, а это значит, что работа транспортников уже прекращена, хотя на часах еще половина десятого вечера.

 

Сегодня жителей Казани обслуживают 4 вида внутригородского пассажирского транспорта – автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. При этом наибольшим спросом среди горожан, по данным сайта «Транспорт Казани», пользуются именно автобусы. Однако ежедневно их пассажиры сталкиваются с целым рядом транспортных проблем. Среди основных – полное «вымирание» автобусов после девяти вечера. Так, например, зачастую горожане безрезультатно ожидают автобусы из спальных районов Казани в направлении Кольца в начале 22.00. Как рассказал в доверительной беседе служащий одного из ПАТП, автобусники делают «кассу» в часы пик – это утро с восьми до двух, и вечер с шести до восьми часов. А дальше ходить по маршруту уже нет резона, в особенности, если речь идет о непопулярных в вечернее время автобусах, идущих в центр. Так ли это?

 

Заглядываю на уже упомянутый сайт «Транспорт Казани» где представлен график движения автобусов, который подтверждает слова моего собеседника. Действительно, автобусы 28 казанских маршрутов, в частности, 98-й (ул.Гоголя — п.Левченко), 93-й (КДК им.Ленина — п.Шигали), 87-й (пр.Победы – Самосыровское кладбище), 84-й (ул.Халитова – п.Чебакса) и 75-й (комбинат «Здоровье – Авторынок) заканчивают свою работу кто в 21.30, а кто и 21.10. При этом по представленному графику не прослеживается зависимость времени окончания работы автобусного маршрута от степени удаленности конечной остановки.

 

Как оказалось, дурной пример наземного транспорта заразителен и перекинулся на транспорт подземный. Казанское метро изобрело настоящее транспортное ноу-хау, которому подивятся жители любого города. Думаете поезду с рельс линии некуда свернуть? Как бы не так! Дело в том, что ежедневно в самый час пик на конечной станции «Проспект Победы» бодрые работники метрополитена отправляют несколько составов прямо с линии в депо, отчего и без того немалые интервалы в казанской подземке растягиваются до фантастических для Москвы или Питера 7-10 минут. Что мешает поездам уходить в депо в обед или вечером – загадка. Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к нашим автобусам и троллейбусам.

 

За разъяснением ситуации звоню в качестве рядового жителя (дабы проверить реакцию чиновников на обращения простых граждан) в комитет по транспорту города Казани. Однако сотрудница отдела по связям с общественностью аппарата мэрии, куда меня перенаправили, Альбина Золина наотрез отказывается давать комментарий, сославшись на плотный график работы и существующую практику обращений по электронной почте начальника отдела с трехдневным ожиданием распределения вопросов по специалистам. Выручает главный специалист отдела автомобильного транспорта Вадим Файзуллин. По его словам, «основные причины проблемы взаимодействия автобусов и пассажиров заключаются, прежде всего, в острой нехватке водителей, что в свою очередь приводит к уменьшению количества единиц транспорта на маршруте».

 

«Образование «пробок» приводит к нарушению графика движения, - сообщает мой собеседник. – Периодически созываются директоры автотранспортных предприятий в целях решения проблемы несоблюдения графиков».

 

Одним из решений проблемы главный специалист отдела автомобильного транспорта видит… в активности самих горожан, которым рекомендуется, как можно чаще обращаться к услугам горячей линии и пользоваться официальными сайтами города по транспортным вопросам (к слову, расписание автобусов в режиме реального времени на транспортном сайте мне не получилось открыть ни разу). А пока горожанам, которые желают вечером попасть в центр из Азино или Кварталов, нужно либо выбираться на остановки пораньше, либо проявить ту самую активность и заказывать такси. Либо попытаться в ночи на темной остановке найти номер той самой горячей линии и рискнуть туда позвонить. Автобус и прочий транспорт от данного звонка не появятся, но пар выпустить удастся. Прочем, еще надо дозвониться туда, где твоя активность придется на ночь глядя, как кошмарный сон.

 

В ситуации разбиралась Лилия ЦИМБАЛИСТОВА.