Владельцам смартфонов, планшетников, цифровых фотокамер и телевизоров теперь будет сложнее обменять бракованные товары.


16 ноября вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров», которое расширило список устройств этой категории, включив в него смартфоны, планшетники, цифровые фотокамеры, телевизоры и навигаторы. Обменять такие товары при наличии брака или получить обратно деньги потребителям теперь будет сложнее.

Теперь к легким самолетам, снегоходам, тракторам и мотоблокам добавились навигационные устройства, все виды компьютеров, комплекты спутникового телевидения, цифровые игровые приставки, телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления, фото- и видеокамеры, объективы к ним, практически вся домашняя бытовая техника, включая плиты, стиральные машины, кондиционеры и прочее. Что это значит?



Согласно статье 18 потребительского закона, покупатель имеет право потребовать от продавца заменить бракованный товар на такой же, но исправный. Можно заменить и на другую модель, но в этом случае должен быть произведен соответствующий перерасчет цены. Однако нужно учитывать важный момент: все эти правила действуют в течение 15 дней после покупки. Позже отстоять свои права будет уже сложнее, ведь в этом случае нужно будет доказать, что недостаток является «существенным», что товаром невозможно пользоваться из-за постоянных поломок в течение месяца из каждого года гарантийного срока.
 
Как рассказала ИА «Татар-информ» начальник отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Казанского ТО Госалкогольинспекции РТ Дина Майлова, прежний перечень был утвержден в мае 1997 года, то есть почти 15 лет назад. «В течение этого времени технический прогресс шагнул очень далеко и ввел в наш обиход такие устройства, о которых мы и не мечтали, а не только учитывали в нормативных актах. Поэтому считаю расширение данного перечня логичным, и потребителю придется  с ним считаться. Самое главное – быть информированным и защищенным знаниями со всех сторон, в первую очередь – знанием этого перечня и в соответствии с этим еще более выверено и тщательно относиться к предполагаемой покупке», - говорит Дина Майлова.

Прежде всего, она советует ознакомиться с отзывами в Интернете о товаре, производителе и продавце (магазине), убедиться в наличии гарантийного срока, в наличии авторизованного сервисного центра, сохранять чеки и прилагаемую документацию и т.п.



Она уверена, что главное - полностью изучить товар и его функции, «нагрузить» его согласно инструкции по эксплуатации по полной программе, чтобы отработать все функции, режимы и нагрузки.

По истечении 15 дней после покупки вернуть или обменять товар можно будет в одном из следующих случаев:


- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара (45 дней);
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

«Напоминаем, что согласно  преамбуле указанного закона существенный недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки, - говорит  Д.Майлова. - Если же по истечении 15 дней с момента покупки товара из рассматриваемого перечня выявится устранимый недостаток, то такой товар подлежит только ремонту или соразмерному уменьшению цены».  

Естественно, нововведение не может пройти незамеченным и для самих продавцов товаров, теперь уже причисленных к сложно технической технике. Как пояснили ИА «Татар-информ» в пресс-службе одной из торговых сетей, по-видимому, пришло время обновить список в связи тем, что старый больше не отражает реальную обстановку на рынке.

«Постоянно появляются новые товары, в том числе и такие, которые по своей сути подходят под определение «технически сложных», растут продажи таких товаров, и, соответственно, возникают спорные ситуации, связанные с ними. Так или иначе, такие изменения должны своевременно находить свое отражение в законодательстве. Это помогает обеспечить баланс между интересами покупателя и продавца», - считают ритейлеры.

По словам продавцов, чем больше определенностей существует в законе, тем легче магазину организовать правильную с точки зрения закона работу с потребителями. И как результат - улучшенный сервис для покупателей.


Сложно технический товар покупала Виктория ОСИНИНА