Очередной крупномасштабный социальный проект стартует в Татарстане: вслед за капремонтом жилых домов и строительством детсадов в республике  начинается капитальный ремонт школьных зданий старше 30 лет. В список вошли 753 городских и сельских школы (около 40% от их общего количества). В течение ближайших трех лет у этих объектов отремонтируют крыши, заменят окна и двери, а также приведут в порядок внутренние коммуникации. На школьный капремонт из бюджета республики будет выделено 4,5 миллиарда рублей (по 1,5 миллиарда ежегодно).


Конечно, школ, нуждающихся в капитальном ремонте, в Татарстане гораздо больше. Но при составлении списка ведомства, ответственные за реализацию проекта (Минобрнауки и Минстрой РТ), исходили из целесообразности  распределения бюджетных средств. Поэтому предпочтение отдали школам с достаточным количеством учащихся (более 100). А вот ветхие малокомплектные сельские учебные заведения  программой капремонта, к сожалению, охвачены не будут.  


- При составлении списка применялся критерий наполняемости школ, - пояснил первый зам. министра строительства, архитектуры и ЖКХ  Фарит Ханифов во вторник на брифинге в Кабмине РТ. - - Тем школам, где численность учеников недостаточная, денег досталось бы пропорционально меньше: на полкрыши или только на половину окон. Получилась бы некая физическая несправедливость.

 


Ханифов отметил, что цель программы - вложиться в те школы, которые востребованы у населения и которым имеет смысл дать вторую жизнь. Кроме того, по словам замминистра, эти кирпичные, удачно спроектированные здания, отвечают современным строительным нормам и правилам, и это еще одна причина, которая объясняет отсутствие в списке ветхих деревянных школ.


Школы, попавшие в список, разделили на три равные части, то есть, ежегодно будут ремонтироваться около 260 объектов. В ходе первого этапа, который стартует весной 2012 года и закончится осенью, приоритет будет отдан наиболее старым общеобразовательным учреждениям, базовым школам (где учатся дети из разных сел), а также интернатам с круглосуточным пребыванием детей.


- Если на объекте потребуется выполнение дополнительных работ, которые не предусмотрены программой «школьный капремонт», к примеру, обновление фасада, установление пожарной сигнализации или замена инженерных сетей вне здания, то муниципалитет должен выделить на это свои средства, - отметил Ханифов. - Нужно понимать, что ежегодно на ремонт школ выделяются немалые деньги. Эта трехлетняя программа позволит в чем-то сэкономить. То есть школам, которые попали в программу, сегодня не нужно красить то, что будет заменено в рамках проекта. В то же время, если попавшая в список школа уже провела какой-то вид работ из четырех, предусмотренных программой, то эти работы не будут проводиться без необходимости во второй раз. Сэкономленные средства пойдут на ремонт других школ.

 


Вопрос нецелесообразности вложения средств в малокомплектные школы  обсуждался на республиканском Съезде родителей, состоявшемся 28 ноября в Казани. Если раньше эту позицию занимало Минобрнауки РТ (главный аргумент чиновников -  низкое качество образования в деревенских школах: один учитель ведет чуть ли не все предметы), то в ходе Съезда выяснилось, что ее придерживаются и некоторые родители. К примеру, член родительского комитета Мало-Бугульминской средней школы (Бугульминский район) Мария Поварова заявила, что те родители, которые выступают против закрытия таких школ, думают больше о своем спокойствии, нежели о будущем своих детей.

- Наша базовая школа в селе Малая Бугульма расположена в новом здании, введенном в эксплуатацию в 1992 году. Подвоз детей из окрестных сел в школу осуществляется на двух автобусах, полученных в рамках проекта «Образование». В дороге ребята находятся под постоянным присмотром сопровождающих учителей. В 2008-м наша школа стала победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, и получила президентский грант в  1 миллион рублей.  Школа оснащена современным оборудованием, в ней созданы прекрасные условия и для учебы, и для занятий спортом. Чего нельзя сказать о тех начальных малокомплектных школах, которые были расположены поблизости. Они были построены очень давно. В них отсутствовали санузлы, канализация. Это старые избы, большую часть которых занимала печь. Родители учеников, обучавшихся там, сами начали просить администрацию, чтобы их чад перевели в базовую школу. И когда детей перевели, их успеваемость оказалась ниже, чем у других. Ребята сложно адаптировались, были замкнуты. Но сейчас они подтянулись в учебе и стали активно участвовать в общественной жизни школы.   


На родительском съезде министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов в очередной раз заверил, что вопрос вовсе не в том, что содержать малокомплектные школы слишком дорого, а в том, что пользы от них мало:


- Наша цель - обеспечение доступности качественного образования. Пожелание президента - подходить к решению вопроса с малокомплектными сельскими школами очень взвешенно.   


Однако, похоже, на местах не всегда хорошенько взвешивают «за» и «против». Недавно прокуратура Камско-Устьинского района выступила против решения местных властей о закрытии трех малокомплектных школ и одного детского сада. Прокуратура выяснила, что сходы граждан, после которых якобы было принято решение о ликвидации объектов, были проведены с нарушением: в протоколах не указано число присутствовавших на сходах, решение не было опубликовано в СМИ и пр. Кроме того, прокуратура пришла к выводу, что местные власти решили ликвидировать школы без учета экспертной оценки последствий такого шага (ее ни у кого не запрашивали).  


Венера БЕЛЯЕВА