24-25 ноября в Казани проходил уже пятый по счету литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест", посвященный памяти знаменитого писателя Василия Павловича Аксенова.


Не секрет, что его имя – пароль для всех любителей русской словесности. Он олицетворяет то лучшее, что несет в себе поколение шестидесятников: доброту Окуджавы, честность Бродского, новаторский талант Вознесенского, энергию Евтушенко и чувство юмора Искандера.

Для меня лично Василий Павлович всегда являлся образцом настоящего писателя. Его проза наполняет тебя энергией, после нее хочется жить. Аксенов фактически совершил революцию в русской литературе ХХ века. Он открыл какую-то совершенно отдельную, свою ветвь литературы, как Андрей Платонов или Велимир Хлебников. И, безусловно, его лучшие романы («Ожог», «Остров Крым», «Кесарево сечение») будут со временем изучаться в школе.

Что касается гражданской позиции, то Аксенов всегда демонстрировал готовность бороться до конца за свои принципы, чем бы ему это не грозило. «Нас готовили стать образцовыми рабами, – писал он, – нас пугали арестами родных, голодом, мы должны были стать роботами. Вместо этого мы стали слушать джаз, сочинять стихи, интересоваться Серебряным веком. А потом и вовсе затеяли неподцензурный журнал «Метрополь». Мы бросали вызов власти, мы постоянно поддерживали друг друга до тех пор, пока не были разделены искусственно и отлучены от наших читателей».



Его близкий друг писатель Евгений Попов как-то очень точно заметил: «Из джинсовой куртки Аксенова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся современная русская литература». И это действительно так. С легкой руки Аксенова целое поколение получило имя «шестидесятники».

К сожалению, в наши дни интерес к литературе и к книгам Аксенова, уже не тот, что был раньше. Молодежь в большинстве своем ничего не знает о творчестве Василия Павловича. А если даже знают, то поверхностно: от силы «Московскую сагу», и то потому, что по ней сняли сериал. В этой связи нельзя не отметить выдающуюся просветительскую роль, которую играет «Аксенов фест» в России. С 2007 года данное мероприятие ежегодно проходит в cтолице Татарстана.

На самом первом фестивале в 2007 году присутствовал и сам Василий Павлович. Очевидцы навсегда запомнят, как он читал зрителям свои стихи, танцевал под песни Эллы Фицжеральд, делился своей радостью от встречи с городом своего детства: «Речка Казанка, Черное озеро, Площадь Свободы, Городской театр оперы и балета, который начал строить мой отец – все это, безусловно, сильно на меня повлияло. Казань очень много для меня значит. Мне очень приятно видеть, что все здесь динамично развивается.»

В рамках феста в столице Татарстана побывали лучшие отечественные писатели и музыканты современности, друзья и коллеги Василия Аксенова: Дмитрий Быков, Михаил Веллер, Белла Ахмадуллина, Михаил Генделев, Игорь Иртеньев, Анатолий Найман и др. В этом году в фестивале приняли участие актер, драматург Евгений Гришковец, сатирик Виктор Шендерович, прозаик и сценарист Юрий Арабов, художник Борис Мессерер, писатель Евгений Попов, поэт Светлана Васильева, секретарь Аксенова Виктор Есипов, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова.



Центральной площадкой праздничных мероприятий традиционно был дом-музей Аксенова, воссозданный практически из руин два года назад. Интерьер дома выдержан в стиле коммунальной квартиры 1940-50-х годов, а обстановка комнаты, в которой жила семья писателя, восстановлена по воспоминаниям Василия Павловича. Здесь в 1937-47 годы он жил после ареста родителей. Отец Павел Аксенов, председатель Казанского горсовета, член бюро Татарского обкома КПСС, и мать Евгения Гинзбург, заведующая отделом кульуры газеты "Красная Татария", были репрессированы. Говорят, писатель не хотел, чтобы это здание превращалось в заброшенный музей, и предложил объединить под его крышей кафе и литературно-музыкальный салон. Помимо дома-музея Аксенова, фестиваль проходил в Государственном музее изобразительных искусств РТ, музее Боратынского, Казанском федеральном университете.

В этом году казанцам представили уникальную переписку Василия Аксенова с Беллой Ахмадулиной и ее мужем Борисом Мессерером, которая велась в 1980-е годы (опубликована в октябрьском номере журнала «Октябрь»). По словам художника, в этих письмах содержится много интересной информации об «эмиграционном периоде» Аксенова, и их вполне можно было издать отдельным романом. Первыми эти письма прочитал литературный секретарь Василия Аксенова Виктор Есипов. Он отметил, что письма были разрозненные, их надо было складывать по датам: «Я тогда ощутил, как мурашки побежали по спине. И понял, что они должны быть обязательно напечатаны».
    
    Присутствовавший на презентации журнала писатель Евгений Попов отметил, что переписываться с Аксеновым в 1980-е годы, во время его иммиграции, было опасно для жизни. За это запросто можно было угодить в тюрьму: «Переписка была тайная – не по почте приходили письма из Америки, а с верными людьми. Я до сих пор сожалению, что однажды мне пришлось уничтожить письма Аксенова. Как-то в восемь утра позвонили в дверь, я спросил: «Кто такие?», и услышал: «КГБ по Москве и Московской области». И пошли мы со Светланой и уничтожили письма Аксенова, которые прятали в крупе. Каково же было мое разочарование, когда я открыл дверь, а мне сказали: «Вас вызывают на Лубянку – повестка. А я думал – обыскивать пришли!»

    В этот же день в Доме музее-Аксенова состоялась презентация новой книги Попова "Беседы об Аксенове", которую он написал в соавторстве с другом Василия Павловича, автором культового романа «Невозвращенец» Александром Кабаковым. «Книга «Аксенов» – это диалоги, а не воспоминания и мемуары, – пояснил  Евгений Попов. – Нас с Александром Кабаковым попросили написать мемуары, но мы отказались. Василий и сам не любил этот жанр, считал мемуары пустой тратой времени. Нам захотелось поговорить о наиболее важных событиях в жизни Аксенова, обсудить его творчество, его роль в русской литературе. Тем более что Василий – писатель от бога, с юных лет профессионально занимающийся «словом» и рисковавший всем, что у него есть, чтобы реализовать свои писательский дар. Я иногда думаю о его судьбе. Нужно ли было ему непременно попадать в детдом для врагов народа в пять лет или он мог благополучно прожить счастливое детство и тоже стать писателем? Или нужно ли ему было прославляться в 27 лет, после этого еще пятьдесят лет быть действующим писателем – или достаточно было молодой славы? Или, может, не стоит писать до последней минуты, как писал он? Об этом и о многом другом мы рассуждаем с Кабаковым в «Аксенове».



Один из вечеров «Аксенов-феста» под названием "Промельк Беллы" был посвящен памяти Беллы Ахмадуллиной. Борис Мессерер привез в Казань выставку акварелей с изображением любимой супруги. 12 авторских работ были выставлены в Доме Аксенова и джаз-клубе Казани. «Я беспрестанно рисовал Беллу, – рассказывал художник. – Она всегда плохо позировала: не могла терпеливо удерживать поворот головы и выражение лица, но весь ее образ был поразительно великолепен...»

Кроме того, в рамках фестиваля Мессерер прочитал публике отрывок из своего произведения «Промельк Беллы» (опубликовано в журнале «Знамя»), где рассказал об их совместной жизни. Интересно, что до встречи с Беллой Ахатовной он совершенно не был знаком с ее стихами, хотя к тому времени ее имя уже звучало во всем мире. Теперь же Мессерер – признанный ведущий специалист по стихотворениям Ахмадуллиной: «После знакомства с ней мне, конечно, захотелось прочитать ее стихи, но я не стал этого делать, потому что не хотел сглазить наши нарождавшиеся отношения. Я не хотел, чтобы на мое чувство к Белле влиял литературный интерес к ее поэзии. Так получилось, что первые ее стихи, которые прочел, были посвящены мне. Белла написала их в моей мастерской на листе ватмана... Я сразу же решил повесить ее строки на стену.
И этот листок, прибитый четырьмя гвоздями, повис маленьким парусом и провисел так 36 лет нашей совместной жизни. Стихотворение меня поразило, я стал дальше вникать в ее творчество, чем не устаю заниматься и по сей день».


Напомним, что знаменитая поэтесса, близкая подруга Василия Аксенова участвовала в первом «Аксенов-фесте». И, несмотря на тяжелую болезнь, провела в Театре оперы и балета двухчасовой творческий вечер, где читала зрителям свои стихи.



Еще одним приятным сюрпризом нынешнего фестиваля стало участие в нем известного сатирика, публициста Виктора Шендеровича. В Казани он провел свой первый в жизни мастер-класс и признался в давней любви к творчеству Аксенова: «Я считаю, что Василий Павлович – лицо лучшего поколения второй половины ХХ века – шестидесятников. Его оптимизм, работоспособность, храбрость и человечность не могут не вызывать восхищения. Таких людей в России практически не осталось. Из его произведений я больше всего ценю «Зотоваренную бочку», «Остров Крым», ранние рассказы. Последний раз я видел Василия Аксенова в 1975 году, когда писатель заглянул в театральную студию Табакова, где я учился актерскому мастерству. Только через несколько дней до меня дошло, что он заходил, чтобы попрощаться. Тогда эмиграция была равна смерти. Человек уезжал в один конец. Навсегда. Уже много лет спустя я как-то увидел в Читинской глуши в свободной продаже чудом «уцелевшую» пластинку «Жаль, что вас не было с нами» в исполнении автора, и невольно почувствовал радостное волнение. Ведь в те годы все книги Аксенова уже были под запретом.Это был совершенно поразительный привет от Василия Павловича в Чите в 1982 году».

За музыкальную часть фестиваля как обычно отвечал Андрей Макаревич и его «Оркестр креольского танго». Каждый год он дарит публике новые концертные программы: «Love», «Песни Булата Окуджавы», «Акустические песни». На этот раз лидер «Машины Времени» провел на сцене Государственного большого концертного зала программу "Джазовые трансформации". В ней приняли участие трио Евгения Борца, а также Ирина Родилес, «Brill Brothers», диксиленд «Moscow Ragtime Band».

Открывая вечер, Андрей Вадимович рассказал публике, что американский джаз 1930-40-х годов был любимой музыкой Василия Аксенова: «Он как никто понимал джаз, умел его слушать. Ведь вся прелесть этой музыки в том, что она никогда не повторяется, всегда рождается заново, поэтому ни один хороший джазовый концерт не похож на предыдущий. Он дает возможность выразить твое состояние, твои мысли и переживания здесь и сейчас. И это здорово».
    
Два дня «Аксенов феста» пролетели как один миг, оставив после себя много замечательных воспоминаний, впечатлений, литературных открытий. Приятно, что теперь в Казани есть где собраться «недобитой интеллигенции» (как назвал собравшихся писатель Юрий Арабов) и за чашечкой кофе просто помолчать о своем или послушать джазовую музыку. В ожидании нового Аксенов-феста. Василий Павлович был бы доволен...


Тимур КАРИМОВ, фото: inkazan.ru