«Восхитительно раздолбанный архитектурный ансамбль!» - воскликнула как-то Масяня из известного одноименного мультсериала. Далее виртуальный мультяшка выдал тираду из скабрезностей по отношению к некоторым объектам архитектуры. Звучит грубо, но истине, к сожалению, соответствует. У меня моментально появилось ощущение, что экскурсия Масяни проходила не иначе, как в наших краях, а, если точнее, то в самом центре третьей столицы.     Знаменитая площадь, которой казанцы дали название «Кольцо», появилась в 1768 году. Ее формированием занимался губернский архитектор Василий Кафтырев. План утверждала сама императрица Екатерина II и даже в кошмарном сне не могла себе

«Восхитительно раздолбанный архитектурный ансамбль!» - воскликнула как-то Масяня из известного одноименного мультсериала. Далее виртуальный мультяшка выдал тираду из скабрезностей по отношению к некоторым объектам архитектуры. Звучит грубо, но истине, к сожалению, соответствует. У меня моментально появилось ощущение, что экскурсия Масяни проходила не иначе, как в наших краях, а, если точнее, то в самом центре третьей столицы.

 

 

Знаменитая площадь, которой казанцы дали название «Кольцо», появилась в 1768 году. Ее формированием занимался губернский архитектор Василий Кафтырев. План утверждала сама императрица Екатерина II и даже в кошмарном сне не могла себе представить, что через два с лишним века на этой самой площади возникнет архитектурное нечто. Я имею в виду появление сооружения странного вида под названием торгово-развлекательный центр «Кольцо», собственником которого является ОАО «Гипермаркет «Кольцо» (100 процентов акций «Эдельвейс Корпорейшн», ген.директор Р.Ф.Гайнутдинов). Проектировщиком «шедевра» выступило ЗАО «Казанский ГИПРОНИИ Авиапром».

 

 

«Один из самых неудачных примеров коллективного творчества. В проектировании этого объекта участвовал целый ряд архитекторов, но добиться единого архитектурного решения им не удалось», - сообщила автору статьи главный городской архитектор Татьяна Прокофьева.

 

 

Знаменитое правило древнеримского архитектора Витрувия гласит: «Архитектура – это прочность, польза, красота». Попробуем примерить сию триаду к обсуждаемому объекту. По поводу прочности выводы делать рановато. За пять лет сомнение зародилось только в момент обрушения потолочных перекрытий полтора года назад. Тогда, слава богу, никто не пострадал. Авось и в следующий раз пронесет.

 

 

Второй витрувианский столп, именуемый «пользой», несомненно, ощущается. Торгово-развлекательный центр в месте столь высокой проходимости необходим. Причем, так сложилось, что люди еще в советские времена каждые выходные ездили в центр или, как тогда говорили, «в город» и проводили досуг, гуляя по улице Баумана, в надежде, что в каком-нибудь из магазинов «выбросят» дефицитный товар, посещали кафе, ходили в кино.

 

 

А вот на третьем элементе триады Витрувия остановимся подробнее. Итак, красота… Обозримые виды здания еще более убеждают в том, что красота – это страшная сила, причем, в прямом смысле. У «Кольца» - крыльцо, а на крыльце – кольцо. Звучит забавно, а выглядит просто убийственно. Этакий гигантский обруч, непонятно, как и зачем «состряпанный» прямо над центральным входом здания. В народе бытуют две версии. По одной из них, круглая конструкция – это нимб, славящий создателей столь выразительного архитектурного ансамбля, который они сами себе же и воздвигли. Так как «чудо» сотворили группой, то и нимб соответствующих размеров забабахали, чтоб все головы под ним вместились, и никому обидно не было. Вторая версия для любопытствующих. Она более банальна. Мол, «властелину кольца» тут все и принадлежит. Именно, так окрестила людская молва владельца торгово-развлекательного центра.

 

«Это абсолютный пример архитектурного кича, который вызывает насмешки не только жителей, но и гостей города. В отношении этого объекта сложилось единое мнение и профессионалов, и непрофессионалов, что бывает редко», - отметила Т.Прокофьева.

 

 

Если то же самое сооружение обойти по направлению «к лесу задом», то до недавнего времени эти самые же «зады» и встречали уставших путников. Скульптурные сиденья в виде пятых точек исчезли только к зиме. Волнует только один вопрос: ликвидация основательная или сезонная? Народ у нас смекалистый и быстро сообразил, что у сих, простите, скульптур есть своя скрытая миссия. Они символизируют то место, через которое у нас все подобное строится.

 

И завершает образ ТРК соседство всех этих архитектурно-фриковых безделушек с многоцветием разнообразной рекламы по всему периметру фасада здания.

 

 

На этом месте ранее находились Мазуровские номера – добротная историческая застройка, удачно формировавшая пространство площади. Утерянных зданий, к сожалению, уже не вернешь, а вот к владельцам новой застройки у архитекторов имеются серьезные претензии и предложения. По словам все той же Т.Прокофьевой, серьезно изменить облик здания вряд ли удастся, но доступные реанимационные меры провести вполне возможно. «Избавиться от кольца гигантской формы, от агрессивной рекламы, - пояснила она, - возможно также реконструировать входные группы и фасады, разработать единую рекламную концепцию».

 

В настоящее время трудно представить, какое здание откроется взору после освобождения его от рекламной хламиды. «Встала задача поддержать систему холмов в подножии КГФЭИ и памятника М.Вахитову, которую решили за счет каскада террас и наклонного сплошного остекления», - поясняется на сайте владельцев. В действительности об этом мало кто догадывается, созерцая вид необычного сооружения.

 

Только и приходит на ум масянинская оценка…

 

 

Городской пейзаж по обе стороны «Кольца» созерцала Наталья ТОПАЛ

 

Фото: Екатерина КРАСУЦКАЯ