Развитие местного самоуправления, решение проблем городов и районов, реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований невозможны без тесного и слаженного взаимодействия власти муниципальной и власти государственной. Об опыте и результатах совместной работы над решением общереспубликанских и местных вопросов в интервью журналу «Местное самоуправление в Татарстане», выпускаемому журналом «Татарстан» совместно с Советом муниципальных образований РТ, рассказал Премьер-министр РТ Ильдар Халиков.  

 

- Ильдар Шавкатович, как бы вы оценили роль и значение местного самоуправления в развитии Республики Татарстан? Как выстроен механизм взаимодействия и координации работы государственной и муниципальной власти?

 

- Говоря о взаимоотношении власти и населения республики нужно иметь в виду, что самой главной, сложной и, одновременно, самой эффективной «точкой» этого взаимодействия выступают муниципальные образования. Именно здесь осуществляется прямой контакт людей, проживающих в городе или на селе, и государства, муниципальной власти.

 

Поэтому в свое время не случайно было принято решение о том, что муниципальные образования должны быть в каждом населенном пункте республики. Хотя в обществе шли дискуссии по этому вопросу, высказывались разные мнения. В итоге победила справедливая, на мой взгляд, точка зрения, заключающаяся в том, что власть должна быть в «шаговой» доступности для каждого человека. Согласитесь, когда возникает необходимость обратиться к власти, поднять какой-то вопрос, предложить пути его решения, гражданин не должен садиться в автобус и ехать за тридевять земель. Именно на месте, в том населенном пункте, где живет человек, у него должна быть возможность обратиться к представителю муниципальной власти, который уполномочен решать эти проблемы и который может напрямую обращаться в вышестоящие инстанции и органы. И такая возможность в нашей республике создана.

 

Я хотел бы подчеркнуть, что Республика Татарстан достаточно серьезно отличается от многих соседних регионов в плане организации взаимодействия государственной и муниципальной власти. Ведь в чем одна из основных проблем наших коллег из других субъектов? В том, что у муниципальных образований, прежде всего сельских поселений, очень ограниченные возможности достучаться выше по инстанциям - даже до районного уровня, я уже не говорю о руководстве региона.

 

В Татарстане такой проблемы нет. Наша муниципальная власть - не просто некая общественная структура, это серьезная, полноценная система. Особую роль выполняет Президиум Совета муниципальных образований Республики Татарстан, функционирующий на профессиональной основе и обладающий широкими возможностями для взаимодействия с министерствами и правительством республики. Создание такого органа - уникальный опыт нашей республики. Хочу подчеркнуть важное обстоятельство: Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов поддержал решение татарстанских муниципалов об избрании главой Президиума Совета Минсагита Закировича Шакирова - руководителя, обладающего реальным опытом и «изнутри» знающего муниципальную проблематику.

 

Также хочу отметить, что эффективное решение проблем муниципалитетов осуществляется, прежде всего, благодаря особому вниманию к ним со стороны Президента Республики Татарстан. Это касается любой проблемы, любого вопроса. Глава республики всегда лично принимает участие в работе съездов муниципальных образований РТ, плотно контактирует с руководством Президиума Совета муниципальных образований, участвует в проводимых муниципальной властью мероприятиях. Таким образом, взаимодействие государственной и муниципальной власти в Татарстане налажено очень тесно.

 

- Имея за плечами опыт управления Набережными Челнами, вы не понаслышке знакомы с проблемами развития местного самоуправления. С учетом этого опыта расскажите, какие наиболее острые проблемы существовали тогда, и в какой мере они сохранились сегодня по республике? А какие вопросы потеряли свою остроту?

 

- Мой муниципальный опыт служит серьезным подспорьем в работе на должности председателя правительства Республики Татарстан. На все проблемы, которые сегодня приходится решать, будь то проблемы развития ЖКХ, здравоохранения, образования и так далее, я смотрю не просто через призму документов, столбиков цифр, графиков, а через свой предыдущий опыт, накопленный в период работы главой города Набережные Челны. И, знаете, такой подход позволяет принимать решения гораздо точнее.

 

Что касается проблем, то их, конечно, хватает. Многие из них копились годами, десятилетиями. Но сегодня мы видим их решение. И я замечаю, что в последние годы стало легче работать и главам муниципальных образований на местах. Что я имею в виду? Знаете, бывает трудно, когда к тебе, как к главе того или иного муниципалитета, приходят люди со своими вопросами и ты не знаешь, что им ответить, даже не можешь сказать о том, что сделано за прошлый год, за прошлый месяц.

 

Сегодня, на мой взгляд, главам есть, что ответить людям, поскольку в республике в каждом муниципальном образовании реализуется целый ряд программ развития. К примеру, масштабнейшая программа капитального ремонта жилья. Она проходит практически везде, и есть что сказать и показать. Программы, направленные на поддержку села, спасшие сельское хозяйство в тяжелейшем 2010 году. Беспрецедентная в истории Татарстана и страны в целом программа строительства детских садов «Бэлэкеч», согласно которой в этом году будет введено 11,5 тысячи дополнительных мест в детских садах. Для республики, в которой проживает 3,8 миллиона населения, это огромная цифра. Такими темпами мы никогда не строили, нет аналогов и в других регионах России. Сегодня в разных городах, райцентрах детские сады открываются буквально каждую неделю. Вы можете себе представить, что только за ноябрь-декабрь 2011 года в республике откроется детских садов более чем на пять тысяч мест!

 

 

К сожалению, всегда с проблемами сталкивались наши инвалиды, люди с ограниченными возможностями. Как человек, работавший в муниципальном образовании, я знаю их проблемы очень хорошо. Прежде не было ответа – как им помочь, как создать комфортные условия. Сегодня я могу сказать: Президентом республики Рустамом Миннихановым было принято решение об уникальной масштабной программе «Доступная среда», реализация которой в значительной степени снимет остроту проблем инвалидов. Решение было принято в сентябре, а на нынешний момент реализация первого этапа этой программы идет уже в 16 районах республики. Сегодня мы готовимся к ее продолжению в 2012 году.

 

Вместе с тем, существует группа проблем, требующих длительного времени для своего решения. Наиболее известная и острая из них – реформирование ЖКХ. Сегодня она выдвинулась на первое место, опередив вечно лидировавший прежде жилищный вопрос. Последний потерял былую остроту благодаря реализации программ социальной ипотеки, строительства жилья для молодежи, для жителей села. Проблемы жилищно-коммунальной сферы просто так, «сверху», из моего или любого другого служебного кабинета не решить. Пути развития пролегают «внизу», на местах. Именно здесь нужно создавать работающие механизмы, используя опыт и возможности общественного самоуправления граждан.

 

Мы же, со своей стороны, должны создать необходимую законодательную и нормативную базу. Ведь что мы сегодня имеем в этой сфере? Вместо старых советских ЖЭКов появились новые частные управляющие компании. Они уже работают, а четких регламентирующих документов, определяющих их деятельность, нет. Я имею в виду нормативные акты, которые бы четко обозначали – что такое управляющая компания, какие требования к ней предъявляются. Ведь ЖКХ - это не просто метла и двор. Управление домом – это целый завод, к которому подведены трубы, электрика, энергетика, это человеческий фактор, текущий и капитальный ремонт и многое другое. И, конечно, управление домом, этим сложным организмом, не должен осуществлять какой-то человек со стороны, который никогда в жизни не держал в руке гаечный ключ, не знает, откуда берется горячая вода и так далее. ЖКХ должно быть сферой специалистов, профессионалов. Я хотел бы сказать, что и в этом отношении мы постепенно двигаемся вперед.

 

- Что можно по итогам нынешнего года отнести к значимым результатам развития экономической инфраструктуры муниципальных образований?

 

- Этот год для Республики Татарстан – особый, и мы можем гордиться результатами по многим позициям. Прежде всего, хотел бы отметить, что успешно работало сельское хозяйство. Я акцентирую внимание на этом, потому что в большинстве муниципальных образований республики преобладает сельскохозяйственный сегмент экономики. А вы знаете, каким сложным для нас оказался засушливый 2010 год. Благодаря антикризисным мерам, принятым тогда, сегодня республика смогла выйти на хорошие результаты. Безусловно, основная доля заслуги в этом отношении у наших сельхозпроизводителей, крупных частных инвесторов, к которым, кстати, несколько лет тому назад было разное отношение. В сложной кризисной ситуации стало понятно, что если бы у нас не было таких хозяйств, сохранить сельское хозяйство было бы очень трудно. В нынешнем году, при благоприятных погодных условиях, республика получила более чем 5,1 миллиона тонн зерна, заготовила более 1,5 миллиона тонн картофеля, планируется собрать два миллиона тонн сахарной свеклы. И это не просто цифры, - за ними стоит благосостояние хозяйств, людей, работающих на селе, а, значит, и сельских поселений.

 

 

Очень много делается и в сфере дорожного строительства. В этом году на эти цели было направлено более 10 миллиардов рублей. Самое важное – что год от года увеличивается количество сельских дорог с твердым покрытием: в 2011 году 72 населенных пункта получили именно такие дороги. Программа дорожного строительства продолжается, теперь к ней, помимо республики, подключился и федеральный бюджет. Реализуется и целый ряд других программ, о которых я сказал ранее.

 

 - Сегодня активно обсуждается проблема недостаточности доходов местных бюджетов. Что предпринимается для решения этой проблемы в республике?

 

- Когда я работал в муниципалитете, мне постоянно приходилось поднимать этот вопрос. Сегодня, возглавляя правительство, я также вижу эту проблему. Она решается, ведь не случайно в этом году бюджетом республики впервые предусмотрено формирование резервных фондов муниципальных образований. Да и само распределение большей части программ идет непосредственно по заявкам самих муниципалитетов. Не Казань определяет, какие дома и что именно в них ремонтировать. Не Казань определяет, какие объекты делать по программе «Доступная среда», а какие не нужно. И по детским садам решение принималось по существующим в муниципальных образованиях фактическим потребностям.

 

Сегодня правительство готовит для Президента РТ предложения по важнейшей социальной программе, озвученной в Послании Президента РТ Государственному Совету РТ. Речь идет о программе капитального ремонта школ. И опять-таки эта программа формируется исходя из фактического количества школьников в городах и районах.

 

Возможности же роста собственных доходов местных бюджетов во многом зависят от корректировок правового поля. Сегодня в целях увеличения доходной базы местных бюджетов Бюджетным кодексом Республики Татарстан на районный уровень полностью передан единый сельскохозяйственный налог, 30 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Сравнивая объемы местных бюджетов по налоговым и неналоговым доходам на 2012 год с первым годом функционирования местного самоуправления в новом качестве, отмечу, что собственные доходы местных бюджетов увеличились в 1,9 раза. Если в 2006 году в местные бюджеты поступило 15,2 миллиарда рублей, то в проекте бюджета на 2012 год муниципальные доходы спрогнозированы в объеме 29 миллиардов рублей.

 

Ежегодно местные бюджеты исполняются с опережением прогнозных показателей. В частности, за 9 месяцев 2011 года местные бюджеты по налоговым и неналоговым доходам выполнены на 84 процента к первоначально утвержденному бюджету и на 77 процентов к уточненному годовому плану. Дополнительные доходы местных бюджетов в 2011 году прогнозируются в размере около 3,6 миллиарда рублей.

 

 

При формировании межбюджетных отношений с местными бюджетами на 2012 год учтены федеральные изменения правил распределения налога на доходы физических лиц между муниципалитетами и республикой. На 10 процентов снижаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц для бюджетов муниципальных районов и городских округов. Равнозначно на 10 процентов увеличивается размер отчислений от общего поступления доходов от уплаты НДФЛ, который субъекты Российской Федерации в обязательном порядке должны передавать местным бюджетам по дифференцированным нормативам.

 

Одновременно в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» муниципальные учреждения здравоохранения передаются на республиканский уровень.

 

В прогнозных показателях бюджетов муниципальных районов и городских округов на 2012 год законодательно закрепленные доходы обеспечивают расходы по вопросам местного значения, рассчитанные по единым для всех муниципалитетов общереспубликанским подходам, в среднем на 64 процента.

 

Отмечу, что для увеличения доходной базы местных бюджетов на местах необходимо максимально использовать имеющиеся резервы. А органам местного самоуправления необходимо:

 

- особое внимание уделять выплате заработной платы без использования «серых схем» и «конвертных» выплат; не допускать образования задолженности по выплате заработной платы и уплате НДФЛ;

 

- проводить системную работу по передаче каждого земельного участка в аренду или в собственность;

 

- продолжить работу по выявлению неучтенных объектов недвижимости и постановке их на учет;

 

- обеспечить погашение недоимки.

 

- Один из путей пополнения муниципальных бюджетов – развитие фермерства, предпринимательства. Как бы вы оценили успехи муниципальных образований в этом отношении?

 

- Большинство муниципальных образований у нас сельские. И поддержка сельского хозяйства в республике всегда была в числе ведущих приоритетов, включая малые формы хозяйствования, а это сейчас свыше 12 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств и 318 тысяч действующих личных подсобных хозяйств. А в последние годы вопросы поддержки малых форм на селе особо актуальны, поскольку численность работников, занятых непосредственно в сельхозпредприятиях, сократилась с 300 тысяч человек в 80-е годы до менее чем 100 тысяч человек.

 

Сейчас с уверенностью можно сказать, что малые формы хозяйствования в республике состоялись и занимают достойную нишу в экономике. Фермерам, наравне с другими производителями сельскохозяйственных товаров, оказывается бюджетная и иная государственная поддержка. В личных подсобных хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах содержится треть республиканского скота, ими производится 40 процентов мяса и молока, более 70 процентов картофеля и овощей.

 

Вместе с тем, я считаю, что пути укрепления местных бюджетов лежат не только в развитии малого бизнеса в тех или иных его формах, хотя это тоже необходимо. Более важен, на мой взгляд, акцент на отраслевой экономической диверсификации. Что показал кризис 2009-2010 годов? Уязвимость районов, в которых превалирует или доминирует сельскохозяйственная экономика. А ведь проблемы в сельском хозяйстве возникают регулярно, каждые три-пять лет. Именно поэтому в самой худшей ситуации оказываются именно такие сельские районы. Известную инвестиционную аксиому, гласящую, что нужно держать яйца в разных корзинах, никто еще не смог оспорить. Поэтому я говорю о необходимости диверсификации экономики, бизнеса в муниципальных образованиях.

 

У нас есть положительные в этом отношении примеры. Один из них – Актанышский район, создавший на свободных площадях машиностроительные производства. Есть ряд районов, к примеру, Сабинский, очень активно принимающих участие в программах поддержки малого бизнеса, реализующихся в республике. Нужно развивать различные сегменты экономики – в этом заключаются возможности увеличения налогооблагаемой базы, трудоустройства людей.

 

- Какие «местные» вопросы стоят сегодня перед государственной и муниципальной властью республики?

 

- Среди проблем, которые сопровождают жизнь сельских муниципальных образований, о которых я уже сказал в том или ином контексте, нужно выделить следующую: люди сталкиваются с трудностями в осуществлении платежей за услуги. К сожалению, на местах не хватает банковских отделений, особенно в малых населенных пунктах. Сегодня мы ищем возможность решения этой проблемы через установку банкоматов в сельских поселениях. Это было бы удобно: граждане смогли бы осуществлять здесь платежи по основным услугам.

 

Есть и вопросы, связанные с взаимодействием госорганов и муниципальной власти. Если электронные услуги в РТ изначально внедрялись в основном в городе, то теперь мы видим, что потребность в них на селе еще больше: ведь человеку нужно сесть в автобус, ехать в райцентр, стоять в очереди. На это уходит целый день, а иногда и больше. Теперь же можно будет пройти либо в сельский совет, либо в школу, которые мы активно подключаем к этому процессу. В результате человек сможет получить необходимую справку, запросить документ, провести платежи, никуда не выезжая из своего населенного пункта.

 

Есть и объективная проблема, связанная с большой удаленностью многих населенных пунктов от села или деревни, в которой проживает руководитель муниципального образования. Постепенно решается и этот вопрос – село становится все более мобильным, увеличивается количество транспорта.

 

Я не знаю ни одного примера в России, подобного Татарстану: когда по поручению Президента РТ было приобретено и в течение года вручено 150 автомобилей руководителям отличившихся муниципальных образований. Причем эти машины служат сегодня не только для решения непосредственных вопросов местного самоуправления, но выполняют и социальную функцию, используются для того, чтобы срочно отвезти кого-то в больницу, оперативно доставить нужного специалиста. Автомобили превратились на селе в своего рода муниципальные машины скорой помощи, но не только медицинского характера.

 

Сегодня люди знают куда обратиться, они понимают, что человек, которого они избрали, – не просто должностное лицо, обладающее «корочкой» или удостоверением, занимающее служебный стул и стол. Они понимают, что у них есть транспорт, связь, что у них за спиной - большое государство под названием Республика Татарстан. Все последние годы республика решала проблемы своего развития с участием, тесным взаимодействием госорганов и муниципальной власти. Я уверен, что и в дальнейшем мы будем работать так же слаженно.

 

Нияз АХМАДУЛЛИН

Из  журнала "Татарстан" (№11)