20 ноября в Казани состоится показ одного из топовых спектаклей московского «Театра Наций» «Шукшинские рассказы» (режиссер-постановщик – Алвис Херманис).


Мало того, что выступление основано на лучших произведениях Василия Макаровича, так еще и главные роли в нем исполняют Евгений Миронов с Чулпан Хаматовой. В 2010 году постановка была удостоена высочайшей театральной награды «Хрустальная Турандот» сразу в трех номинациях: «За режиссеру», «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль». Наверное, поэтому устроители показа, что состоится на сцене Камаловского театра в это воскресенье, «заломили» за него немыслимую для Казани цену в 4-6 тысяч рублей за билет (по данным агентства Кассир.Ру)


Нужно отметить, что популярность Шукшина сравнима лишь со славой Высоцкого. Его любила вся страна, поэтому известие о трагической смерти на съемках фильма «Они сражались за Родину» стало ударом для всех. Как писал Андрей Вознесенский: «Занавесить бы черным Байкал, словно зеркало в доме покойника».

Несмотря на то, что спектакль идет уже два года, в Москве на него по-прежнему невозможно достать билеты (у меня получилось только благодаря знакомству с Чулпан Хаматовой).


 


«Прежде чем начать репетицию «Шукшинских рассказов», мы с труппой отправились на родину Василия Макаровича, в село Сростки, рассказал журналистам Евгений Миронов. – Мы хотели почувствовать и понять героев его рассказов. Ведь считается, что всех персонажей он писал со своих земляков. Нас приняли как дорогих гостей. Мы побывали в музее Василия Шукшина, пообщались с теми людьми, которые его знали и помнят. Кстати, на первых спектаклях побывали обе дочери Шукшина и его вдова Лидия Федосеева-Шукшина. Я счастлив, что им понравилась наша работа. После премьеры Лидия Николаевна сказала, что мы вернули людям творчество ее мужа. На мой взгляд, это страшно и стыдно, что мы его стали забывать. Ведь это наше чистое золото, наш золотой запас доброты».

«Я видела письма Василия Шукшина к матери и матери к нему, – вспоминает Чулпан Хаматова. – Они часто писали друг другу. И мне сразу стало понятно, насколько они были близки. Он рассказывал ей практически обо всем, что происходило в жизни».

«Шукшинские рассказы» – эталонный пример соединения европейской чистоты работы и русской темы. Декорации оформлены эффектными фотографиями Моники Пормале. Огромные панно из деревенской жизни, сделанные в стиле рекламы «Benetton», составляют красочный задник сцены, во всем остальном похожей на простой и лаконичный формат IKEA: помост и длинная скамья из светлого дерева дополняют сценический комплект.



Как отмечали после премьеры столичные театральные обозреватели, Чулпан Хаматова и Евгений Миронов – два главных протагониста «Рассказов Шукшина». Они  – то и дело «выходят из образа», мило, естественно, совсем нетеатрально улыбаясь своим чудаковатым, нелепым героям. Херманис, пользуясь своим излюбленным приемом трансформации, преображает актеров до неузнаваемости. Вот Хаматова – старушка, поджав губы и шепелявя, рассказывает о своем слепом муже (рассказ «Степка»). Вот Миронов с огромным животом, нависающим, точно шар, над тонкими ножками, сочиняет маску деревенского демагога («Срезал»). Вот Юлия Пересильд творит чудеса, превращаясь из дородной бабы в щуплую старушку. Все это сильно напоминает сатирические миниатюры Аркадия Райкина. Такая виртуозная работа вовсе не требует внутренних преображений. Весь ее смысл – в создании маски. А маска возникает как оформление дистанции. В данном случае – непреодолимой.

О сюжете рассказывать бессмысленно. Благо книги Шукшина есть практически в каждом доме. Надеюсь, после этого спектакля мы будем чаще их перечитывать.


Фарид ХАЙРУЛЛИН