"Компьютерная анимация убивает искусство” - именно такую характеристику на голливудскую ленту “Приключения Тинтина: тайна единорога” не так давно я вычитал во французской профильной прессе. Честно, но большей глупости европейская кинокритика не могла и придумать, причем глупость эта была обращена в адрес едва ли не лучшего приключенческого фильма современности и, несомненно, самой удачной экранизации альбомов бельгийского художника Эрже. Кстати, в укор европейским критиканам следует отметить, что в знак уважения к родине “Тинтина” фильм вышел в европейский прокат почти на полтора месяца раньше, чем в американский.         Но прежде чем н

"Компьютерная анимация убивает искусство” - именно такую характеристику на голливудскую ленту “Приключения Тинтина: тайна единорога” не так давно я вычитал во французской профильной прессе. Честно, но большей глупости европейская кинокритика не могла и придумать, причем глупость эта была обращена в адрес едва ли не лучшего приключенческого фильма современности и, несомненно, самой удачной экранизации альбомов бельгийского художника Эрже. Кстати, в укор европейским критиканам следует отметить, что в знак уважения к родине “Тинтина” фильм вышел в европейский прокат почти на полтора месяца раньше, чем в американский.

 
 
 
 
Но прежде чем начать разбор этого выдающегося фильма, хочется сказать пару слов о том, кто такой Эрже, чем знаменит “Тинтин” в Европе и почему за ее пределами его почти никто не знает. Жил да был в Бельгии парень и звали его Жорж Проспер Реми, он очень любил рисовать. В один прекрасный день ему пришла в голову гениальная мысль: а почему бы не совместить столь популярные в начале века детективы с не менее популярными приключенческими романами? Поскольку писал Реми, взявший себе псевдоним Эрже, весьма средне, а вот рисовал он просто отлично, то свои истории он стал подавать в виде “альбомов” (понятия комикс тогда не было). Первым таким альбомом стал “Тинтин в стране Советов”, который может и покажется современнику диким, однако для тех времен был настоящим прорывом в развлекательной литературе старушки Европы. Уставший от Диккенса и Гете читатель с упоением набросился на альбомы Эрже, в которых юный журналист Тинтин, его собачка Милу и смешной пьянчужка капитан Хэддок искали приключения себе на пятую точку и открывали читателю все новые и новые тайны. Однако на экспорт дело как-то не пошло и культовый статус “Тинтина” во Франции и Бельгии всегда жил на фоне глухой стены незнания этого персонажа за океаном. Тем не менее “Тинтин” отдаленно знаком российскому зрителю – в 90-е по центральным каналам показывали одноименный бельгийский мультсериал, выполненный в стилистике комикса.
 
 
 
 
Такая огромная вводная часть на самом деле важна для того, чтобы понять, почему за дело донесения Тинтина до мирового зрителя взялся именно Стивен Спилберг. Сам того не зная он уже донес формулу успеха Эрже до зрителей. Хоть его творение называлось “Индиана Джонс”, суть там была той же – расследования и приключения. Более того, в Европе Спилберга обвинили в копировании альбомов Эрже. Ничего не знавший ни про Эрже, ни про “Тинтина” Стивен Спилберг срочно выписал себе все книги на французском, а позже и на английском. Он с таким удовольствием прочел все альбомы, что купил права на экранизацию практически сразу, как те стали доступны, то есть в далеких 80-х. Однако ему претила идея создания игрового фильма, да и предлагаемые сценарии, по мнению Спилберга, были далеки от совершенства. 
 
 
Лед тронулся лишь в 2008-м, когда технологии наконец-то позволили режиссеру сделать “комикс” и в то же время фильм одновременно, причем так, что никто не заметит разницы между реальностью и преувеличением в визуале. А тут еще на стол лег на редкость удачный сценарий за авторством Стивена Моффата (“Шерлок”, “Доктор Кто”), а дорабатывали его британские мастера Эдгар Райт (“Типа крутые легавые”) и Джо Корниш. Вишенкой на этом звездном торте стал Питер Джексон, который выступил в роли продюсера в первой картине, а как только закончит с “Хоббитом” будет делить режиссерское кресло со Спилбергом в последующих частях. Могли ли “Приключения Тинтина…” получится плохим фильмом при таком составе? Нет. Фильм вышел едва ли не лучшим в уходящем году. 
 
 
“Тинтин” - это своего рода исповедь Спилберга за спорного и неоднозначно воспринятого критикой “Индиану Джонса 4”. Дифирамбы сюжету петь особенно бесполезно, так как здесь сразу чувствуется фундамент из мощного первоисточника и грамотной его адаптации настоящими профи своего дела. Персонажи отлично прописаны, юмор филигранно вставлен в живые диалоги, а темп истории настолько грамотно распределен по 120-ти минутам картины, что порой возникает ощущение - золотые 80-е вернулись. А все потому, что фильм на удивление универсален и максимально оптимизирован решительно для всех. Интересными приключения юного журналиста будут что 10-летнему мальчику, что дядьке под 50. И это на фоне крайностей с “пердящими” зверьми или шинкующими друг друга в мясо роботами - трендами современной компьютерной анимации. “Тинтин” в меру добрый и наивный, но при этом не сюсюкается со зрителем, а мораль подана максимально мягко, и зачастую через шутки. 
 
С точки зрения же режиссуры - это настолько Спилберг времен «Индианы Джонса», насколько это вообще возможно. Фирменные монтажные переходы Майкла Кана, филигранная работа с блестящим саундтреком маэстро Джона Уильямса и дух приключения. Все, как и полагается.
 
 
Однако главным заводилой на площадке был оператор Януш Камински. Прослывший культовым кудесник камеры, подаривший миру «Список Шиндлера» и знаменитую сцену с догонялками минивэна из «Войны миров», наконец-то смог показать миру, на что способен. Дело в том, что Камински наверное первый, кто понял, что виртуальная камера не имеет физических ограничений и крутить ее можно так, как душе заблагорассудится. Поскольку “крутить” камеру Камински умудрялся мастерски и в игровом кино, немудрено представить, как мощно и захватывающе смотрятся экшен-секвенции в лишенном физических лимитов компьютерном “Тинтине”. Непрерывный дубль почти в 15 минут? Да запросто! Учитывая, что экшена в фильме больше половины хронометража, можно смело советовать этот на первый взгляд детский мультфильм даже фанатам «Трансформеров». Что лишний раз показывает, как Спилберг и Джексон умудрились не отойти от канона, но при этом угодить решительно всем.
 
 
Говоря о технической стороне - блеск. Реалистичность и стилизация прекрасно сочетаются, а к графике нет ни единой претензии, тогда как по трейлерам можно было смириться с посредственной картинкой и некоторой “резиновостью” лиц. Вообще “Тинтин” стер некую грань между анимацией и игровым кино. Ему не нужны актеры, но назвать его “мультиком” язык не поворачивается 
 
 
 
Ну и отдельным абзацем хочется выделить дубляж, который, на мой взгляд, просто лучший в уходящем году. Во многом даже не столько из-за удачного подбора голосов, сколько из-за очень аккуратной работы над синхронизацией с губами, от которой, при этом, по смыслу не страдают реплики героев.
 
 
Не будем говорить наперед, ибо основная касса (США) у фильма только впереди, но кажется, что внедрение нового героя в сознание мирового зрителя прошло успешно. И как всегда сделали это не чванливые европейские эстеты-кинематографисты, а дорогой и презираемый этими эстетами Голливуд. Остается лишь пожелать Тинтину и Хэддоку удачи в их кассовом плавании до Нового Света и надеяться, что обещанные сиквел и триквел не задержатся в производстве на очередные 20 лет.
 
 
 
 
 
 
 
Максим ЗАРЕЦКИЙ