В преддверии зимы в памяти казанцев оживают страшные воспоминания о зиме прошлогодней: транспортный коллапс, вызванный обильными снегопадами, многочасовые пробки, очереди в метро и бредущие по сугробам пешеходы, которые так и не дождались своего автобуса. Повторится ли ситуация нынешней зимой?


По словам председателя комитета внешнего благоустройства Казани Игоря Куляжева, для того чтобы предотвратить зимние катаклизмы, еще в феврале по поручению мэра Казани Ильсура Метшина сотрудники комитета начали разрабатывать Комплексную программу по внедрению новых технологий содержания казанских дорог с привлечением ведущих специалистов в области дорожного хозяйства - как татарстанских, так и московских. Программа рассчитана на три года - начиная с 2011-го. Объем финансирования - более 2 млрд рублей.

 


- Существующий парк дорожной техники устарел морально и физически, средний износ - порядка 47%, - говорит Куляжев. - При нормативном сроке службы в 5 - 7 лет парк снегопогрузчиков не обновлялся с 90-х годов. Прошлой зимой из 551 единицы снегоуборочной техники в исправном состоянии находились лишь 313. Программой предусмотрено в течение трех лет приобрести 344 единицы современной спецтехники и оборудования. В этом году закуплено 106 единиц на сумму 760 млн рублей.


Но одними новыми погрузчиками проблему не решишь. Собранный снег нужно еще где-то складировать, а лучше - плавить. До сих пор в Казани работал один-единственный снегоплавильный пункт на улице Портовой. Снег также свозили на 12 снежных полигонов, пришлось открыть и 20 дополнительных участков для складирования. Согласно программе в столице Татарстана появятся еще пять стационарных снегоплавильных пунктов на проспекте Победы, улицах Технической, Васильченко, Несмелова и Воровского (как сообщили в казанской мэрии, их строительство находится сейчас в стадии завершения). Кроме того, должны быть приобретены две передвижные снегоплавильные установки для работы в центре Казани. Таким образом, в общей сложности можно будет утилизировать до 1,2 миллиона тонн снега за сезон.


Чтобы снегоплавильные станции не работали на износ, нужно сделать так, чтобы снег таял, едва успев выпасть, а не лежал сугробами. Раньше в Казани использовали для этого песко-соляную смесь, которую рассыпали по городу тоннами. Дешево, но не очень-то эффективно: песок мало помогал от гололеда, а соль лишь «прожигала» в ледяной корке маленькие дырочки, зато изрядно портила обувь и автомобильные шины. Весной скопившаяся в талых водах соль впитывалась в почву и стекала в водоемы. Песок забивал водостоки, скапливался на придорожных полосах.

 


Этой зимой бороться со снегом в Казани решили с помощью современных противогололедных реагентов, как в Москве. Ими обработают примерно 10% дорожной сети, прежде всего основные, самые оживленные автомагистрали. Тут главное не ошибиться с выбором, ведь реагент реагенту рознь. Несколько лет назад в российской столице запретили использование одного из реагентов после того, как выяснилось, что он радиоактивен и содержит токсичные вещества.


А загрязняющих веществ в казанском снеге хватает и без того: снег вбирает их в себя из атмосферы. В Институте проблем экологии и недропользования АН РТ пробы снега по всей республике отбирают уже более десяти лет и изучают их на предмет содержания тяжелых металлов: кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка и других. Результаты анализов неутешительны: в снеге, особенно городском, содержится практически вся таблица Менделеева. Основной источник загрязнения - промышленные предприятия, в частности ТЭЦ. Впитавшись с талыми весенними водами в почву и поступив в водоемы, яды переходят в растения и организмы животных, затем травят человека.


Евгения ЧЕРНОУСОВА