28 октября мир отмечает День Анимации. Как показал в  сентябре VII Казанский Международный фестиваль мусульманского кино, в Татарстане тоже есть своя анимация. 18 из 19 лент, представленных на фестивале в соответствующей номинации, оказались продуктами «доморощенными» – производства творческого объединения «Татармультфильм».

 

О перспективах развития анимационного кинематографа и особой миссии татарстанских мультфильмов – в интервью генерального директора «Татармультфильма» Марата Ганеева.

 

 

- В этом году впервые в рамках большого кинофорума прошел фестиваль анимации «KAZANIMA», на котором российские мультипликаторы могли познакомиться с вашими работами. Какую оценку дали татарстанским мультикам ваши  коллеги?

 

-  Наши работы видели ведущие российские аниматоры – Михаил Алдашев и Сергей Меринов, ученики таких мэтров еще советской мультипликации, как Шварцман, создатель Чебурашки, и Норштейн, «отец» знаменитого «Ежика в тумане». Они высоко оценили наши ленты. Отметили, что мы развиваемся по законам и технологии «Союзмультфильма», делаем честную анимацию, искренние фильмы, в основе которых лежат вечные ценности – победа добра над злом, любовь, дружба… Кстати, то же самое сказали нам о мультфильме по поэме Тукая «Кисек баш» на Международном кинофестивале «Харьковская сирень-2011», победителем которого мы стали. Мы также показали этот проект самому Леониду Шварцману, патриарху российской анимации, и он отнесся к нему даже с нежностью.


Как выяснилось, известные российские аниматоры заинтересованы в развитии студии «Татармультфильм». Они сошлись во мнении, что у нас может получиться то, что так тяжело создается в Москве, - центр анимации. Если власти окажут нам поддержку, это станет очень мощной точкой роста не только нашей, национальной анимации, но и общероссийской. Ведь на сегодня все, что касается этой отрасли кинематографа, сосредоточено в Москве, и лишь частью - в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В других регионах она, по сути, не представлена. Когда мы рассылали приглашения на фестиваль, ответы были безрадостными: «К сожалению, в нашей области (крае, губернии) нет аниматоров». Получается, что сегодня Татарстан имеет шанс стать флагманом российской анимации, и наша анимация станет одним из ростков возрождения этого жанра в стране. Не случайно ведь, на мой взгляд, один из ключевых аниматоров России носил фамилию Татарский.    

 

- Надо полагать, ваша студия будет прикладывать к этому все мыслимые усилия? В чем они заключаются?

 

- В первую очередь, мы продолжим делать наши особенные, татарстанские мультфильмы. Мне кажется, студия «Татармультфильм» - единственная в республике из тех, что работают системно. Мы постоянно выпускаем мультфильмы, каждый из которых работает на бренд Татарстана, у нас имеется портфель проектов, к нам сценаристы в очередь стоят. Замечательные, надо заметить, сценарии делают ведущие наши драматурги, и мы с огромным сожалением отказываемся от очень хороших работ, отбирая только «бриллианты». Например, «Семь жемчужин». Это полнометражная лента, увлекательная сказка-притча с напластованиями татарской этики, эстетики, культуры, истории. Повествует она о том, как молодой человек в поисках семи жемчужин - семи добродетелей, проходит школу любви, труда, уважения к старшим. На этом пути обычный молодой человек превращается в героя, в лидера, за которым следуют другие. Это фильм-мотивация для многих наших юных, да и не очень, современников. Это знакомство с татарской историей, культурой, системой ценностей.

 


Сейчас мы пытаемся создать в Казани профессиональную школу мультипликаторов. Маститые и просто известные российские аниматоры будут давать здесь мастер-классы не только для казанских, но и для приезжих художников-мультипликаторов. В нашей стране система их подготовки была полностью разрушена в 90 годы прошлого века, и сейчас есть реальная потребность в такой профессиональной школе. 

 

- А в Казани есть специалисты, готовые сесть за «парту» в такой школе? Ведь тут не обойтись без соответствующей базовой подготовки.

 

- Время от времени мы набираем специалистов для работы студии. И надо сказать, что больших проблем с поиском кадров мы не испытываем.В Казани есть сильная художественная школа – Фешинское училище, которое и «подпитывает» нашу студию. Ребята действительно хорошо подготовлены, а мы, конечно, выбираем лучших из лучших.  В течение нескольких дней они проходят у нас «курс молодого бойца», после которого сдают «экзамен на аниматора», скажем, рисуют бегущего человека - тело в движении. А в школе профессиональных аниматоров, которую мы планируем открыть, перед учащимися будут ставиться не учебные, а, так сказать, «боевые» задачи. Их «ЕГЭ» станет настоящий мультфильм, созданный за время учебы.

 

- Кадры есть, школа – на подходе, в перспективе – создание татарстанского центра российской анимации. Как вы считаете, в итоге наша анимация станет одним из  брендов республики?

 

 - Сейчас мы нацелены на то, чтобы познакомить мировую общественность с жителем Татарстана. Рассказать, кто он, чем симпатичен. В этом видим нашу миссию. Мы в силах рассказать о нашей родине, сделать ее более известной за рубежом посредством малых анимационных форм. Стало быть, наша анимация вполне может стать, как вы выражаетесь, одним из брендов республики. И, решая эту задачу, мы найдем решения для многих других.

 


Например, мультфильмы важны для формирования внутреннего гражданского стержня у человека. С помощью наших мультиков мы можем воспитать конкурентоспособного татарстанца. Ведь мы выпускаем фильмы на трех языках – на русском, татарском и английском. Для нашего маленького зрителя анимационная среда и языковая среда сольются воедино. Он перестанет разделять жизнь на учебу с ее «обязаловкой» и время, свободное от школьных занятий. Учеба в игровой форме – именно за это и ратует сегодня федеральный образовательный стандарт. Решая эту задачу, мы реализуем смежные проекты - создаем инновационный учебно-методический комплект. Это учебники по татарскому языку, в которых присутствуют персонажи наших мультфильмов, с мультимедийным пособием, также основанным на наших картинах. Это тоже для нас очень важное дело.

 

Поэтому, по-моему, не следует недооценивать мультики, воспринимать их как развлечение. Простые, на первый взгляд, рисованные картинки, созданные с душой, могут решать порой даже государственные задачи.  

 

- Недавно татарстанские кинематографисты в открытом письме обратились к премьер-министру республики Ильдару Халикову с призывом поддержать местный кинематограф. А анимация сегодня нуждается в поддержке властей?

 

- Отделять анимационный кинематограф от кино как такового все-таки не стоит. Хотя, по-моему, сегодня именно анимация лидирует в кинематографе Татарстана. Мы ратуем за то, чтобы государство нас поддерживало, и за то, чтобы эта поддержка была системной, не разовой. И важно, чтобы средства на развитие получали, в первую очередь, проекты, действительно нужные республике, - которые так или иначе будут работать на ее благополучие. И неважно, как это будет происходить – через знакомство мира с Татарстаном или через постижение школьниками культуры родного края. 

 

- Как вы полагаете, анимация в России может стать бизнесом? Ведь, по мнению многих, этой отрасли кинематографа, чтобы выжить, надо как-то зарабатывать, окупать себя, а не существовать за счет государства, как это было раньше. Спешит ли бизнес вкладывать в анимацию?

 

- Делать на анимации бизнес можно. Мы выпускали мультфильмы для крупных холдингов – наших инвесторов. «Экологическая» серия мультиков - для и за счет крупной нефтедобывающей компании. Мультфильм «Ак барс» - на деньги крупного республиканского банка. Помимо того, существуют гранты. Мы постоянно участвуем в соответствующих конкурсах, боремся за получение грантов, получаем их, и это для нас серьезный источник существования. Благодаря грантам были сделаны мультфильмы «Кырлай» и «Мышь, попавшая в молоко» по произведениям Тукая. Поэтому могу сказать, что серьезно относимся к этим рисованным картинкам не только мы.

 

Василина ОЛЕЙНИК

Статья из  журнала "Татарстан" (№10)