24 октября исполнилось 80 лет композитору Софии Губайдулиной. В день ее юбилея в ИА «Татар-информ» состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского. На встрече с журналистами разговор шел о предстоящем   I Международном фестивале современной музыки им.С.Губайдулиной «CONCORDIA», который пройдет в Казани 5 – 19 ноября.

 

Приглашение принять участие в фестивале приняли композиторы София Губайдулина, Александр Чайковский, Масгуда Шамсутдинова (США), солисты Давид Герингас (Германия), Юрий Башмет. Среди почетных гостей фестиваля – известный детский доктор Леонид Рошаль, директор АСКОР Лолита Сильвиан. Художественный руководитель фестиваля – Александр Сладковский.

 

Сегодня 80 лет исполняется Софие Губайдулиной. Приедет ли она в Казань на фестиваль «CONCORDIA»?

 

А.С.: Очень сложно отвечать на такой прямой вопрос, потому что мало ли что, я всегда боюсь очень сглазить. Мы предполагаем, а бог располагает. Мы очень ждем ее приезда в Казань. Судьба послала нам имя величайшего творца, причем это какой-то не пафос, я очень искренне говорю. София Асгатовна у меня ассоциируется с Маугли. Не случайно, что одной из первых работ, которая принесла ей всероссийскую славу, был именно этот мультфильм. Я с трудом представляю, что она могла бы написать музыку к мультфильму, ну, например, «38 попугаев». Думаю, что это на уровне подсознания, это космический диалог с какими-то силами. Недаром существует татарская легенда о белом волке и недаром Маугли – это человек, который победил огонь и который, как Прометей этот огонь нес, делая очень благородные, добрые дела. Мне кажется, София Губайдулина живет идеей несения этого огня, тепла. И в мире это признано, потому что она не просто безукоризненный, но и очень авторитетный человек в самых высоких кругах мирового масштаба.

 

В мире есть две фигуры, к которым приковано пристальное внимание– это Лист,  несколько дней назад исполнилось 200 лет со дня его рождения, и Губайдулина. Став классиком, в мире она сеет разумное, вечное, доброе. Вы знаете, что она никогда не была человеком конъюнктуры, это был борец, самый настоящий, за права человека. Это совершенно уникальный человек. Мы в Казани должны быть благодарны, что есть такого масштаба фигура, именем  которой можно назвать фестиваль современной музыки.  

 

Этот фестиваль должен быть традиционным, который сможет объединить под своими знаменами огромное количество творцов, которые работают сегодня в сложное для классической музыки время. Они считывают информацию с космоса, перенося ее в звуки, записывают нашу с вами историю.

 

София Губайдулина – это человек, именем которого мы можем учредить мероприятие и положить ему начало. Вдвойне приятно, что она согласилась не просто приехать, а всецело поддерживает эту идею. 14 числа она прислала мне письмо с автографом и это дорогого стоит для меня, как для музыканта, и как для человека. Она написала не просто спасибо, а вдумчивое письмо. То, что она собирается приехать, это огромный подарок для нас всех. Она летит к нам из Европы, причем 6 ноября она уже вылетает обратно, так как в Ганновере репетируется ее очередная премьера. Сказать, что это гордость, что она будет на нашем фестивале в Казани – не сказать ничего, это огромная честь для нас, ведь  София Асгатовна редко бывает в России, в последний раз она была в Казани год назад по приглашению Валерия Гергиева.

 

 

Я надеюсь, что фестиваль будет иметь гигантское продолжение. В 2012 году юбилей Щедрина, ему исполнится 80 лет, а 2013 год – юбилей Пендерецкого (Кшиштоф Пендерецкий – польский композитор и дирижер, прим. Т.И.). София Асгатовна дает нам такой высокий градус и, конечно же, как и все, что мы стараемся делать, это должно быть не просто пестро, ярко, а должно быть очень содержательно, вдумчиво, должно нести колоссальную пользу республике, в мировом масштабе и в системе координат мировой музыкальной культуры. Вот почему я особенно благодарен согласию Софии Асгатовны и ее поддержке в реализации нашего проекта.

 

Известна ли программа пребывания Софии Губайдулиной в Казани?

 

А.С.: Я буквально на днях обсуждал этот вопрос с министром культуры Татарстана, который нас поддерживает и также ждет данного события. Мы предварительно обсуждали, что будут какие-то встречи, но, вы имейте в виду, что она дала согласие прилететь на один день. Она попросила быть на репетициях, это ее принцип.

 

 

Управление культуры Казани тоже очень внимательно отнеслось к этому событию. Консерватория заинтересована в приезде композитора, так как они проводят конкурс имени Губайдулиной и, хотели бы, чтобы она освятила своим присутствием это мероприятие. Огромный интерес к этому событию не только в Казани, но и на федеральном уровне. К нам была одна просьба – чтобы дорога была наименее утомительной. Мы сделали так, чтобы перелет был прямым. Для нас важно сделать так, чтобы человек почувствовал себя, как дома и чтобы ей было комфортно, хотелось приехать сюда снова и снова. Мы все будем для этого делать.

 

Чем вас лично привлекает музыка Софии Губайдулиной?

 

А.С.: В ее музыке, как в любой гениальной музыке, есть все, что есть в жизни. Тем она и очаровательна, я уверен, что эта музыка будет жить вечно. Она стала классиком при жизни. Нас не будет, а музыка Софии Губайдулиной будет всегда, также как есть музыка Шостаковича, Моцарта, Баха, Бетховена.

 

Недавно вы приобрели новые инструменты для музыкантов оркестра, планируются ли еще подобные приобретения?

 

А.С.: Конечно, обязательно. В следующем году я надеюсь оснастить весь струнный оркестр мастеровыми итальянскими инструментами. На первых же репетициях оркестра с новыми инструментами я услышал другой звук с учетом того, что у нас всего 16 инструментов сейчас инсталлировано. Все концертмейстеры сейчас играют на итальянских инструментах. Мы двигаемся в правильном направлении, так как на таких же инструментах играют в Ла Скала. Может для кого-то это не показатель. Но Ла Скала не будет покупать инструменты там, где их делают плохо. Я рассчитываю, что к Универсиаде у нас будет полный комплект, в первую очередь, струнных инструментов. А там посмотрим, как это все будет развиваться.

 

 

 

Почему было выбрано именно такое название фестиваля?

 

А.С: Согласие - это для меня самое важное слово, это очень символичный, емкий термин, к которому люди должны бережно относиться и работать над собой, чтобы в душе у каждого, несмотря ни на что, была эта «CONCORDIA». В мире все знают значение этого слова и оно ни у кого не вызывает сомнения. Согласие, единение созвучие – все это очень близко к симфонии.

 

Вы давали уникальные концерты на заводах, в нашем агентстве. Вы продолжите цикл подобных выступлений?

 

А.С.: Меняется сетка нашей работы, я должен это декларировать. Сейчас мы попадаем под формат республиканских и федеральных мероприятий, а это накладывает определенную ответственность с точки зрения распределения времени. Министерство культуры Татарстана сейчас готовит огромный проект – Дни Татарстана в Москве, в котором примет участие Государственный симфонический оркестр республики. Мы будем на сцене постоянно, от начала до конца концерта. Нас начинают приглашать на очень высокие приемы. Это огромная честь для нас, так как для этого мы и существуем. Оркестр - этот тот самый инструмент, который понятен без слов и перевода. В июне мы выступаем на международном фестивале в Австрии. С учетом того, что у нас добавилось количество концертов, которые мы играем в плановом порядке, сложно что-то придумывать. Но выступления, о которых вы говорите, будут. По возвращению из Австрии, всю последнюю декаду июня я планирую посвятить поездкам по Татарстану. Что касается заводов, я уверен, что мы эту практику будем также продолжать. Это не было пиар-акцией, а было желание показать и напомнить людям, что у них есть такое бесценное сокровище. Так делали все большие коллективы всегда и мы обязательно будем продолжать. Это одно из важных направлений деятельности, а мы себе не изменяем.

 

Материал подготовила Люция КАМАЛОВА