Цыгане, откуда вы едете, С шатрами по счастливым дорогам? (из общенационального гимна цыган)   Комментируя в «Фейсбуке» ТВ-репортаж о событиях в Болгарии, связанных с цыганами, один из моих друзей, предельно толерантный человек, обладающий острым умом и редкой наблюдательностью, не преминул таки прибегнуть к заезженному анекдоту:   - «Табор уходит в небо» - это известный фильм молдавского режиссера? - Нет. Это цыганские авиалинии.   Последующие события, наиболее памятной предтечей которых стала массовая депортация румынских цыган из Франции в августе 2010 года, показала, что есть в этой шутке дегтярный привкус реальности: регулярность авиарейсов с депортируемыми из разных мест ромалэ, дейс

 

Цыгане, откуда вы едете,

С шатрами по счастливым дорогам?

(из общенационального гимна цыган)

 

Комментируя в «Фейсбуке» ТВ-репортаж о событиях в Болгарии, связанных с цыганами, один из моих друзей, предельно толерантный человек, обладающий острым умом и редкой наблюдательностью, не преминул таки прибегнуть к заезженному анекдоту:

 

- «Табор уходит в небо» - это известный фильм молдавского режиссера?

- Нет. Это цыганские авиалинии.

 

Последующие события, наиболее памятной предтечей которых стала массовая депортация румынских цыган из Франции в августе 2010 года, показала, что есть в этой шутке дегтярный привкус реальности: регулярность авиарейсов с депортируемыми из разных мест ромалэ, действительно, все больше напоминает регламентированную работу спецавиалиний.

 

 

Припомним к этому последние сообщения в СМИ касательно цыган, включая использование принудительного их труда в Венгрии, антицыганские демонстрации в Румынии и Болгарии, защиту ирландскими цыганами поселка вблизи Лондона.

 

А между тем…

 

…между тем, в Шиле – небольшой стамбульской туристической деревушке на черноморском побережье – состоялась встреча мэра Стамбула Кадира Топбаша с местными ромалэ (по-турецки – чингэне) в присутствии журналистов. Мэр сообщил тогда, что турецкие власти выделяют средства на строительство домов, школ и больниц специально для цыганского поселения

 

Шиле, где численность ромалэ составляет около 3000 человек (в целом же в Турции проживает около 700 тысяч цыган).

 

Согласитесь, столь мажорная нота в отношении мигрантов-ромалэ со стороны турецких властей, мягко говоря, звучит диссонансом в общем хоре антицыганских голосов миграционной политики европейской зоны.

 

И, чтобы хоть сколь-нибудь приблизиться к объективному пониманию причин толерантности турецкого общества в отношении ромалэ, я, пользуясь случаем, обратилась с просьбой об интервью непосредственно к самому руководителю цыганской общины Стамбула – Шукуру Пундуку.

 

Шукур бей, расскажите, в чем причина традиционной обособленности цыганского сообщества? Почему цыгане нигде не ассимилируются, а живут, как правило, внутри собственного изолированного образования?

 

Ш.П.: Каждая нация живет внутри собственной культуры. Французы, например, живут в своей культуре: говорят на собственном национальном языке, блюдут собственные национальные традиции, воспитывают и дают образование своим детям в духе собственной культуры, то же самое делают и немцы, турки, русские, англичане - любая другая нация.

 

 

Цыгане также стараются быть приверженцами собственных традиций. С другой стороны, я признаю, что, проживая на территории другой страны, мигранты, безусловно, должны следовать канонам, принятым в данной стране. Что касается цыган, то, правительства стран, в которых есть вопросы с цыганскими мигрантами, зачастую даже и не пытается понять проблему изнутри.

 

Корни «изолированности» цыган кроются в прошлом. Наше племя на протяжении многих веков изгоняли, истребляли, продавали в рабство, клеймили. Естественно, в целях безопасности, цыгане испокон веков старались жить как можно более обособленно.

 

Как давно ромалэ проживают на турецкой территории? Какова история взаимоотношений турецких ромалэ с властями?

 

Ш.П.: Ромалэ, проживающие сегодня на территории Турции, мигрировали сюда в разное время, в основном, из Болгарии, Македонии и греческих Салоников. Турецкие власти весьма лояльно относятся к нам. Ведь ромалэ здесь появились еще во времена Османской империи, после завоевания турками столицы Византии - Константинополя. Цыгане служили оружейниками при султане Мехмете Фатихе, снабжали османскую армию саблями и ятаганами, ценились в качестве коновалов, кузнецов, и, конечно, за сценическое мастерство и гадания. Цыган даже освободили от налогов, выдав разрешение свободно передвигаться по империи.

 

 

Наше племя и по сей день свободно передвигается по территории современной Турции. В частности, моя мать родилась в Малатье, потом переехала в Измир (Измир считается Меккой цыганского мира – прим. авт.), в итоге обосновалась в Стамбуле. Отец же мигрировал в Турцию из Болгарии.

 

Какие меры социальной поддержки ромалэ предпринимает правительство Турции?

 

Ш.П.: В 2006 году Ассоциация солидарности и защиты турецких цыган разработала проекты по улучшению охраны здоровья, образования, социальной и культурной жизни цыган. С тех пор произошли перемены к лучшему. Например, наш цыганский квартал переехал из исконного места проживания, где дома стали непригодны для жилья, в улучшенный район Стамбула – Суллукуле.

 

В прошлом году наш центр выступил с проектом по созданию ателье, где бы трудились и получали легальный заработок наши женщины. Проект был одобрен структурами Евросоюза по социальной политике, европейцы даже предложили профинансировать его. Однако пока не преодолены бюрократические препоны в самой Турции.

 

Что касается здравоохранения и образования, то у нас, безусловно, есть право бесплатного лечения в государственных больницах и получения образования в государственных школах. Говоря об образовании, я хочу особо подчеркнуть, что для ромалэ нужны отдельные школы. Поскольку наши дети не приучены к самому понятию «школа». Наши дети не знают, что такое учебники, тетради, оценки. Им также очень трудно усвоить понятие «дисциплина». Ведь сам образ жизни ромалэ не укладывается в общепринятые нормы. Поэтому у большинства ромалэ отсутствует даже начальное образование.

 

Во всем мире существуют определенные стереотипы о цыганах. У многих они ассоциируются с бродячим образом жизни, колдовством и сценическим искусством. Какие, по-вашему, из существующих штампов изжили себя, а какие из них справедливы и по сей день?

 

Ш.П.: Думаю, объяснение всем этим живучим предрассудкам о людях нашего племени надо искать в истории. Так сложилось, что для Западной Европы гонения на цыган издавна утвердились как что-то само собой разумеющееся. Так, историки насчитали в немецких государствах, существовавших с XV по XVII век, 148 законов, принятых против ромалэ. В средние века в Австрии, например, цыган клеймили, в Швеции цыган мужского пола вешали, детей и женщин пороли. Можно привести еще множество подобных примеров истребления цыган на европейской территории. В результате всего этого, цыгане, проживающие в Европе, криминализировались, так как не могли законным путем добывать себе пропитание.

 

И сегодня, если в общественный транспорт войдут ромалэ, пассажиры лишний раз демонстративно перепроверят сохранность кошельков и содержимого сумок. Нас оскорбляет, что в так называемом цивилизованном обществе нас откровенно приравнивают к ворам.

 

Существуют предрассудки и другого рода. Издавна цыгане вынуждены были, в целях безопасности, вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах. Поэтому коренное население относилось с большим подозрением к цыганам. Отсюда и черные легенды, что ромалэ - людоеды, вампиры и, вообще, привержены к сатанизму и обладают злыми чарами. До сих пор детей во многих странах пугают, мол «придут цыгане, своруют тебя и съедят». К сожалению, эти мифы продолжают существовать и в современном образованном обществе.

 

Каков уклад цыганской семьи? Кто в доме хозяин? Сколько детей в обычной цыганской семье и как их воспитывают?

 

Ш.П.: Цыганская семья многочисленна. Детей в семье, как правило, всегда больше трех. Глава семьи – женщина, мать, так как она растит детей и заботится о семье. Отец тоже имеет определенный авторитет как основатель семьи, но в принципиальных вопросах право вето остается за матерью. Дети в раннем возрасте начинают приносить заработок в семью. Основное занятие здешних цыган – торговля цветами. Практически все цветочные лавки в Стамбуле принадлежат семьям ромалэ.

 

 

Что касается семейного «кодекса», то тут тоже есть свои особенности. Если семейная пара часто ссорится, или мужчина и женщина считают свой брак неудачным, то они свободно, без вмешательства и осуждений со стороны, разводятся, даже если у них есть дети. В этом плане мы гораздо более либеральны, нежели традиционные общества, хотя в целом, цыгане - строгие приверженцы и блюстители традиций. У цыган нет алфавита, поэтому и секреты ремесла испокон веков передаются из поколения в поколение только по личной связи.

 

А есть ли у цыган национальные праздники? И как их отмечают?

 

Ш.П.: Таких праздников, в общепринятом их понимании, у нас нет. Но мы, турецкие цыгане, ежегодно в собственной общине празднуем 8 апреля, как день объединения всех цыган. Ведь именно 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный конгресс ромалэ. Тогда цыгане провозгласили себя единой внетерриториальной нацией. Соответственно, были приняты общенациональные символы – флаг и гимн. Мы стараемся поддерживать собственное национальное самосознание. Ведь нас на земле не так уж мало: по разным оценкам, численность ромалэ варьируется в пределах от 8-ми до 10-12 миллионов человек.

 

Взгляд со стороны

 

Своим мнением поделился и известный общественный деятель Турции, профессор Орхан Курал:

 

Орхан бей, как вы относитесь к политике ЕС в отношении цыганских мигрантов? В частности, к мерам, предпринятым французскими властями по принудительной массовой депортации цыган из Франции в Болгарию и Румынию?

 

О.К.: Меры, принимаемые правительством этих стран в отношении нелегальных поселений цыган, в конечном итоге, наносят вред и коренному населению. Но самое главное, не решают проблему, как таковую. На мой взгляд, эту проблему нужно решать при непосредственном участии самих ромалэ.

 

Даже, если дать им крышу над головой, образование и работу, этот народ не может гарантировать того, что обоснуется на «нагретом месте» навсегда. Такова уж их жизненная философия, их сущность. Поэтому так важно при принятии каких-либо политических решений в отношении ромалэ взглянуть на ситуацию изнутри.

 

Это правда, что мы более лояльно относимся к своим ромалэ: они получают социальную поддержку от государства, для них строится, к примеру, специальное жилье. Эти меры себя оправдывают.

 

Материал подготовила Зиля ТЯМАЕВА (Стамбул, Турция)