С 1 октября вступил в силу Федеральный закон  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который освобождает граждан от сбора многочисленных справок. Пока на новый порядок работы переходят именно федеральные органы власти, предполагается, что региональные и муниципальные заработают в таком режиме с 1 июля следующего года.   В чем смысл нововведения – об этом идет речь в беседе нашего корреспондента с руководителем Управления ФНС России по РТ Маратом  Сафиуллиным.   Марат Адипович, поясните, пожалуйста, в чем заключается суть нового закона?   М.А.: Миллионы наших граждан и организаций ежегодно обращаются в различные  федеральные органы исполнительной власти. Больши

С 1 октября вступил в силу Федеральный закон  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который освобождает граждан от сбора многочисленных справок. Пока на новый порядок работы переходят именно федеральные органы власти, предполагается, что региональные и муниципальные заработают в таком режиме с 1 июля следующего года.

 

В чем смысл нововведения – об этом идет речь в беседе нашего корреспондента с руководителем Управления ФНС России по РТ Маратом  Сафиуллиным.

 

Марат Адипович, поясните, пожалуйста, в чем заключается суть нового закона?

 

М.А.: Миллионы наших граждан и организаций ежегодно обращаются в различные  федеральные органы исполнительной власти. Большинство таких обращений сопровождается сбором и доставкой в ведомства различных справок, и так уже имеющихся в распоряжении государства.

 

С 1 октября ситуация изменилась. Федеральные органы, предоставляющие государственные услуги, больше не вправе требовать у заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении других ведомств. Им придется самостоятельно получать ее, причем не в виде бумажных документов, как раньше, а в электронном виде по электронным каналам связи.

 

Реформа снизит нагрузку и на граждан, и на организации.

 

Практически все обращения бизнеса в органы власти ранее требовали от предпринимателей предоставлять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которые они предварительно получали в Федеральной налоговой службе. Теперь ведомство, предоставляющее услугу, будет само выяснять у нашей службы, существует ли обратившаяся к ним организация или индивидуальный предприниматель, стоят ли они на налоговом учете, нет ли у них налоговых задолженностей.

 

Если учесть, что обращения за государственными услугами наших граждан и организаций измеряются десятками миллионов в год, становится понятным, насколько значительными окажутся изменения в работе ведомств.

 

А каким образом эти данные попадают в государственные органы?

 

М.А.: Предоставление документов и информации, о которой идет речь в Федеральном законе №210, осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии с требованиями к межведомственному взаимодействию.

 

 

Несвоевременное представление органом по межведомственному запросу документов и информации, о которых мы ведем речь, в орган, предоставляющий госуслуги,  не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю необходимой услуги. Должностное лицо, не представившее запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующего органа документ или информацию, будет привлекаться к административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

 

Хотелось бы подробнее узнать, что в данном случае входит в сферу деятельности Федеральной налоговой службы?

М.А.: Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания государственных услуг. Налоговые органы  задействованы в качестве поставщика данных для оказания более 220 государственных услуг 51 федеральным ведомством. Служба обеспечивает при межведомственном взаимодействии 57 процентов всех необходимых документов и по данным исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ занимает первое  место в рейтинге по востребованности сведений  из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), третье  место –  по востребованости сведений  из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и пятое  место - сведений из единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Налоговая служба - не только крупный поставщик данных, необходимых при оказании государственных услуг, но и, в свою очередь, сама оказывает девять  государственных услуг, требующих организации межведомственного взаимодействия. Это, прежде всего, государственная регистрация юридических  и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, учет организаций и физических лиц и блок из 6 государственных услуг  по лицензированию некоторых видов деятельности (бензин, алкоголь, букмекеры, табак) и регистрация  контрольно-кассовой техники.

 

Например, если раньше для  того, чтобы индивидуальный предприниматель мог  ликвидироваться в этом качестве, в обязательном порядке требовался документ из органов Пенсионного фонда, теперь предприниматель  обращается с заявлением о ликвидации  только в налоговый орган, который уже сам получает необходимый документ из  органов ПФР.

 

Вопросы исполнения положений   обсуждаемого с Вами  закона находятся  на контроле  Правительства РФ.

 

Сейчас очень актуальны он-лайн сервисы, где можно узнать не только интересующую о ведомстве информацию, но и задать вопрос, ответ на который придет по электронной почте, либо будет опубликован прямо на сайте ведомства.  

 

М.А.:  Конечно, они у нас есть. Налоговая служба  много лет развивает электронные технологии, в том числе для оказания услуг гражданам и организациям. Результат этой работы - 23 востребованных электронных сервиса на официальном Интернет - портале Управления ФНС России по Республике Татарстан. Недавно  запущены два новых сервиса: Разъяснения Федеральной налоговой службы России, обязательные для применения налоговыми органами и  Налоговый калькулятор, воспользовавшись которым можно самостоятельно рассчитать сумму подлежащего уплате транспортного налога, ЕНВД и патента.

Буквально на днях реализован второй этап сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», который позволит  гражданам увидеть всю информацию, которой в отношении него располагают налоговые органы, например, сведения о принадлежащей ему недвижимости или транспортных средствах, отследить произведенные платежи по налогам, распечатать налоговое уведомление или квитанции для уплаты. В перспективе запуск сервиса по  предоставлению налогоплательщиками налоговых деклараций через сайт.

 

Сервис «Обращение в УФНС/ИФНС» был реализован в числе  первых и является одним из самых востребованных. Думаю, что и  в ходе  реализации вышеназванного закона через этот сервис мы будем получать отзывы налогоплательщиков о качестве организации межведомственного взаимодействия.

 

Кроме того, в Управлении для взаимодействия с Центром телефонного обслуживания  обращений, поступающих от Минкомсвязи России – оператора Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в рамках межведомственного электронного взаимодействия, открыт специальный почтовый ящик для приема обращений.

 

Межведомственное взаимодействие, о котором мы сегодня говорим, для всех федеральных органов власти может стать непростым испытанием. Годами отлаженная система радикально меняется. Мы не исключаем возможности разного рода сбоев, особенно в первые недели работы нового режима. В этой связи просим и граждан, и бизнес быть терпимыми к таким возможным "накладкам".

 

Важно установить постоянный режим обратной связи, чтобы мы совместно смогли в максимально короткие сроки устранить возможные неполадки в системе.

 

Налоговые органы  уделяют большое внимание вопросам обеспечения высокого качества данных. По словам  руководителя ФНС России Михаила Владимировича Мишустина, «решая задачи организации электронного межведомственного взаимодействия, мы должны все вместе объявить войну грязным данным и выиграть ее!»

 

Уверен, что современные технологии и тесное взаимодействие с ведомствами, позволит решить все технические вопросы, а возможные проблемы будут выявляться и устраняться без потери качества оказания услуг для граждан и организаций.

 

Материал подготовила Руфина МУБАРАКШИНА