По словам худрука Качаловского театра, Татарстан в состоянии завершить реконструкцию театра на свои средства, без федеральной помощи.   Что нам стоит театр перестроить…   Средства, которые Качаловский театр получил в честь юбилейной даты, пойдут на начало завершающего этапа его реконструкции. Конечно, на это надо не 100 млн. рублей, а около 600 млн. Тем не менее, закончить реконструкцию театра, я считаю, не только нравственной, но и политической задачей . Потому что полностью восстановить самый большой русский театр в регионе необходимо из соображения толерантности. Ведь толерантность - основа жизни Республики Татарстан. Уже 20 лет идет реконструкция Качаловского театра. За

По словам худрука Качаловского театра, Татарстан в состоянии завершить реконструкцию театра на свои средства, без федеральной помощи.

 


Что нам стоит театр перестроить…

 

Средства, которые Качаловский театр получил в честь юбилейной даты, пойдут на начало завершающего этапа его реконструкции. Конечно, на это надо не 100 млн. рублей, а около 600 млн. Тем не менее, закончить реконструкцию театра, я считаю, не только нравственной, но и политической задачей. Потому что полностью восстановить самый большой русский театр в регионе необходимо из соображения толерантности. Ведь толерантность - основа жизни Республики Татарстан. Уже 20 лет идет реконструкция Качаловского театра. За это время достроили и русский ТЮЗ, и театр им.Г.Камала, и театр оперы и балета им.М.Джалиля, и кукольный театр. Кукольный театр вообще «отбабахали» таких сумасшедших размеров, что я ужасаюсь от мысли, каких же размеров там должны быть куклы. Мимо прохожу – всегда пугаюсь. Ну, раз так случилось, что его построили, пусть так и будет. Возможно, там удастся соединить «коня и трепетную лань» - будут магазины, кафе. Хотя я считаю, что театр должен быть театром, а все остальное – другая структура.

 

 

Вся сложность при дальнейшей реконструкции театра - добиться федерального финансирования, потому что оно должно осуществляться на паритетных началах. Но я думаю, что наш регион и сам в состоянии это завершить, на свои средства, а России пусть будет стыдно.


«У меня в театре «голубых» нет»

 

Мы не строим эротического театра, театра сексуальных меньшинств или других отклонений. Мы строим здоровый театр, который говорит о человеке, для человека, во имя человека, театр, который должен дать пришедшему в зал частичку красоты, добра, любви, помочь человеку жить в это непростое время. В основе спектаклей Качаловского театра лежит хорошая литература, настоящая драматургия, которая не позволяет зрителям засыпать на представлении. Мы стараемся сделать так, чтобы это было не скучно, современно. Девиз нашего театра «развлекая – поучай, поучая – развлекай».

 

 

Вообще у нас в стране сейчас нет идеологии в адрес искусства и культуры. Существуют объединения секс-меньшинств, прямо с экрана телевизора идет агитация в разные кружки – голубые, зеленые, синие. Малаховские сборища, крики-визги, пакости – все это сделано не во имя добра, а во имя пиара. Приглашают на программу старого алкоголика Челобанова. Мне, например, это совершенно не интересно, потому что Челобанов не представляет никакого художественного явления. По телевизору ежедневно мы видим очень много глупости, пошлости и цинизма. Тут я вижу вполне понятную идеологию – разрушить общество, стереть в порошок все нравственные критерии. Но ведь надо, напротив, помочь человеку остаться человеком, сохранить самого себя. Сплошные убийства, изнасилования, бандитизмы показывают нам на экранах. Конечно, это есть, но неужели нет кроме этого ничего другого – доброго, хорошего?

 

Современная драматургия почему-то сводится к бомжам, алкашам, подонкам, но есть ведь нормальные люди: учителя, инженеры. И не все учителя педофилы, не все бизнесмены – бандиты. Сейчас если в пьесе нет лесбиянки или педофила – это не современная драматургия. Но ведь в классике их нет и она все равно современна. Лично мне интересны другие люди.


Я ничего против геев не имею, пусть они проведут свои гей-парады, ничего страшного в этом нет. Но дайте и нам пройти, иначе нас уже сегодня стало меньшинство! Я не гомофоб, но таким образом же растлевается молодежь. Индивидуальность сейчас стала уже не важна, главное – имидж. Но это совершенно разные вещи, индивидуальность – это искренность, а имидж – это значит прикинуться, соврать, обмануть, отхватить.

 

 

От «Бабы Шанели» к «Золотому слону»


Премьерный спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды, который у нас состоится 2 ноября, - это наша попытка ударить по современной драматургии. Нас нередко упрекают в том, что мы много работаем с классикой, с литературой Серебряного века и у нас недостаток современной драматургии. Когда не знают за что ухватить, начинают придираться к любой мелочи. Раньше говорили, что у нас много музыкальных спектаклей, например.

 

Современная драматургия, где действие начинается с того, что человек сидит голый на тахте и рассуждает на эротические, сексуальные темы, мне не очень интересна. А классика ведь она именно потому и классика, что всегда современна. Если в классическом произведении нет сегодняшних проблем, значит это просто литература. Произведения, по которым мы ставим спектакли, будут жить вечно. Нас не будет, а драматургия таких авторов как Островский, Зощенко, Брехт, Гоголь, Достоевский, Чехов, Булгаков останется.

 

 

В произведении Николая Коляды нет никаких аномальных мотивов, мы хотим сделать добрый спектакль, комедию, чтобы человеку в зале было хорошо. Раньше, когда я был моложе, мне казалось, что если человек пришел в театр, он не должен отдыхать, а должен постоянно думать, трудиться. Но ведь если есть добрая, человеческая история, то и внутренняя работа никуда не уйдет.

 

Кроме того, мы сейчас работаем еще над одним спектаклем «Золотой слон» по произведению драматурга Александра Копкова, написанному в 1932 году. Тот, кто придет на спектакль будет изумлен, как в 32-м году такую пьесу можно было напечатать. Кстати, ее сразу запретили. В действительности, такое ощущение, что ее создали только вчера, настолько она современна.

 

Малая сцена в театре уже построена, но ее очень долго не могли сдать. На период реконструкции театра, мы будет базироваться на ней. Вообще эта сцена - автономный маленький театр, это театр единой среды, где зрители могут сидеть не традиционно в зале, а по кругу или в углу – как угодно, в зависимости от художественной идеи. Откроем мы малую сцену спектаклем «Плутни Скапена» по произведению Жана Батиста Мольера.

 

И немного о гастролях

 

Также у нас есть и планы на гастрольную деятельность. 26 ноября в рамках Дней РТ в Москве Качаловский театр представит в столице России спектакль «Дядюшкин сон» по произведению Ф.Достоевского. С 26 марта по 2 апреля театр отправится на гастроли в Марсель. На фестивале русского искусства качаловцы представят спектакль «Глумов». Когда я руководил театром в Ростове-на-Дону, мы сотрудничали с театром из Ганновера, приезжали друг к другу. Сейчас мы хотим этот контакт восстановить. В ближайшее время они приедут к нам в гости, посмотрят наши спектакли.

 

Записала Мария КИРЮХИНА.