Отечественная авиапромышленность в последние годы из предмета гордости все чаще превращается в объект критики: участившиеся авиакатастрофы и трудноразрешимые организационно-финансовые проблемы – постоянная тема для эмоциональных диспутов специалистов и заявлений политиков. Позитивные новости на этом фоне редки, но от того они особенно радуют. В частности, у татарстанских авиастроителей есть хороший повод принимать поздравления: уникальный самолет, построенный в Казани, будет играть одну из ключевых ролей в серьезной международной программе по контролю за вооружениями “OPEN SKIES”.       Последние месяцы в России прошли под знаком серии крупных авиационных кат

Отечественная авиапромышленность в последние годы из предмета гордости все чаще превращается в объект критики: участившиеся авиакатастрофы и трудноразрешимые организационно-финансовые проблемы – постоянная тема для эмоциональных диспутов специалистов и заявлений политиков. Позитивные новости на этом фоне редки, но от того они особенно радуют. В частности, у татарстанских авиастроителей есть хороший повод принимать поздравления: уникальный самолет, построенный в Казани, будет играть одну из ключевых ролей в серьезной международной программе по контролю за вооружениями “OPEN SKIES”.    

 

Последние месяцы в России прошли под знаком серии крупных авиационных катастроф, унесших жизни десятков людей. Наиболее резонансными стали падение Ту-134 под Петрозаводском в июне и произошедшее 7 сентября крушение на взлете Як-42 в Ярославле, в результате которого погибла хоккейная команда «Локомотив». Трагические эпизоды были связаны с эксплуатацией старых самолетов советского производства. И еще до окончания необходимых расследований из уст Президента РФ Дмитрия Медведева прозвучало заявление о том, что назрела необходимость ликвидации небольших российских авиакомпаний, не справляющихся с задачей обслуживания техники и подготовки летного персонала, а также о том, что современные авиалайнеры будут приобретаться за рубежом. Для нашего многострадального авиапрома это равносильно смертному приговору. В частности, ставка на импорт может печальным образом сказаться на судьбе гордости татарстанского самолетостроения - КАПО им. С.П. Горбунова.

 

Собственно, первым тревожным звонком для отечественного авиапроизводителя стали даже не катастрофы, а суровые высказывания российского руководства по поводу срыва гособоронзаказа практически всеми оборонными заводами страны. Последствием стало снятие с должностей нескольких директоров заводов, генералов и чиновников, отвечающих за эту программу. Правда, когда страсти улеглись, в солидных печатных изданиях и интернете появились факты, что оборонный заказ не был должным образом подкреплен деньгами: из общего объема предполагаемого финансирования предприятиям было выделено 18 процентов. Получается, директорам заводов намеренно «выкручивали руки», заставляя подписывать крайне невыгодные контракты...

 

На фоне эмоциональной административной «раздачи слонов» и непрекращающегося разбора череды роковых полетов прошла практически незамеченной информация о том, что казанское КАПО им. С.П. Горбунова на базе серийного пассажирского лайнера построило весьма неординарный самолет специального назначения Ту-214ОН (Открытое Небо) по заказу Минобороны. В рамках серьезного международного проекта, в котором приоритет отдается авиатехнике именно российского производства.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

 

Договор по программе “OPEN SKIES” был принят и подписан 27 марта 1992 года, в нем  участвовали 27 стран-участниц ОБСЕ. Цель договора - содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливал режим открытого неба, призванный обеспечить возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга. 26 мая 2011 года Россия ратифицировала договор (на данный момент в нем уже 34 страны). Все страны имеют квоты на выполнение наблюдательных полетов над чужой территорией. Группа стран, в которую входит Россия, имеет квоту на выполнение 42 полетов. Наших военных особенно интересуют районы Аляски и Алеутских островов, где военные базы США большую часть года закрыты облаками, отчего спутниковая разведка малоэффективна. Американцы инспектируют в России районы Североморска, Камчатки, Санкт-Петербурга и Краснодара. Полеты позволяют контролировать военную инфраструктуру «заклятых друзей», наглядно убеждаясь, что проверяемая сторона не готовится к агрессии.

 

До последнего времени в наблюдательных полетах от Российской Федерации участвовали два спецсамолета – Ан-30 и Ту-154М Лк-1. В 2011 году российскими инспекторами было выполнено 15 полетов, последний проходил с 26 июня по 3 июля сего года с авиабазы Райт-Паттерсон (штат Огайо). Примечательно, что американцы не имеют собственных специализированных самолетов, подходящих для подобных целей, и для мониторинга российской территории они заказывают тот самый Ту-154М Лк-1, который присматривает за американскими штатами.

 

Ту-214ОН без грифа секретности

 

Самолет Ту-214ОН «Открытое небо» построен на КАПО им. С.П. Горбунова на базе пассажирского самолета Ту-214 и является совместной разработкой ОАО «Туполев» и ОАО «Концерн радиостроения «Вега». После выкатки из сборочного цеха и доводочных работ на летно-испытательной станции, 1 июня 2011 года экипаж  ЖЛИиДБ ОАО «Туполев» под командованием летчика-испытателя 1-го класса Н.Капелькина поднял Ту-214ОН в небо по программе летно-конструкторских испытаний. Ровно через месяц после первого полета машину перегнали на Ульяновский авиазавод «Авиастар» для покраски, после чего она вернулась на КАПО для продолжения испытаний.  

       

Во второй половине августа 2011 года Ту-214ОН отправился из Казани в подмосковный Жуковский, где принял участие в аэрокосмическом салоне «МАКС-2011». Самолет достойно показал себя на статической стоянке и в демонстрационных полетах, получив очень хорошие отзывы зарубежных специалистов. И самое главное – уникальным воздушным комплексом заинтересовалось российское МЧС. Такой самолет ему очень нужен для мониторинга необъятных просторов нашей страны. Имея большую дальность полета, он может держать под наблюдением большие территории, отслеживая возникновение лесных пожаров, обстановку с паводками, распространение различных опасных для экологической обстановки загрязнений и другие интересующие спасателей факторы.

 

После выставки «ОН» вернулся на КАПО, где продолжились летно-конструкторские испытания. На 12 сентября текущего года на самолете Ту-214ОН выполнен 21 полет по программе летно-конструкторских испытаний. Сейчас машина находится в сборочном цеху, где устраняются выявленные в ходе испытательных полетов «детские болезни». Кстати, в рамках программы “OPEN SKIES” предполагается построить силами татарстанских авиастроителей еще один такой же самолет, однако пока не известно, как сложится ситуация с финансированием, – жизнь показывает, что слишком часто в планы авиастроителей вносятся непредсказуемые коррективы.

 

В заключение стоит заметить, что в ходе расследования авиационных трагедий в Петрозаводске и Ярославле постепенно выясняется, что в первом случае пассажиров и экипаж погубило вмешательство в управление полетом нетрезвого штурмана, а во втором роковую точку поставила несогласованность действий пилотов. Очень печально, что так участились эпизоды, подтверждающие удручающий уровень дисциплины и подготовки летного персонала. Но если виноват «человеческий фактор», то вряд ли стоит спешно приговаривать к списанию отечественную авиатехнику. И вместо того, чтобы сгоряча покупать для плохих летчиков дорогие «боинги» и «аэробусы», добивая собственную авиационную промышленность, логичнее было бы навести порядок с дисциплиной и профессионализмом авиаторов.    

 

Ильдар Валеев

 

Из  журнала "Татарстан" (№10)