Легализация рынка таксомоторных перевозок, начавшаяся 1 сентября, обязала его участников вкладывать немалые средства в безопасность перевозок. Впрочем, предприниматели же уверены, что закон не принесет рынку существенной пользы: от принимаемых в рамках борьбы с нелегалами мер пострадают профессиональные такси, а миллионные инвестиции не дадут ожидаемого результата.

 

В 1997 году, когда лицензирование деятельности таксомоторных компаний было отменено, рынок такси остался единственным сегментом пассажирских перевозок в Татарстане, практически не контролируемым государством. Проверки служб такси осуществляли лишь налоговые органы и частично Роспотребнадзор. Именно проблемы с налогообложением и страховыми выплатами стали главными причинами для того, чтобы стремиться регламентировать данный вид бизнеса.


В «нулевых» в республике неоднократно предпринимались попытки легализовать рынок такси. В 2003 году в Нижнекамске к борьбе с частным извозом привлекались даже правоохранительные органы, которые проверяли у таксистов лицензию на перевозку пассажиров и легальность нанесенных на автомобили «шашечек». Лишь в 2008 году в городе была создана специальная комиссия, контролирующая техническое состояние автомобилей таксомоторных парков и водителей.

 

 


Альметьевск и Набережные Челны не отставали от Нижнекамска в попытках регулировать рынок такси и даже создавали городские ассоциации, призванные упорядочивать деятельность своих членов. В частности - вопросы качества обслуживания, безопасности и… тарифов. Руководство города было заинтересовано в безопасности пассажирских перевозок и соблюдении налогового законодательства, а участников рынка в первую очередь беспокоил демпинг со стороны таксистов-нелегалов. Однако из-за того, что локальные попытки регулирования рынка такси приводили к неизбежному повышению тарифов на услуги, предпринимаемые меры должного эффекта не дали.

 

Один закон хорошо, а два - лучше

 

В 2009 году при министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ сформировали региональную ассоциацию перевозчиков «Татрегионтранс», в которую наряду с индивидуальными предпринимателями вошли крупные транспортные предприятия региона. Одной из обязанностей созданной структуры стало урегулирование таксомоторных перевозок в Татарстане.

 


Инициаторы борьбы с «серыми» таксистами понимали, что для полной легализации рынка таких мер недостаточно, требовался единый закон. Первым шагом в этом направлении стал проект модернизации парка такси в Татарстане, разработанный Миндортрансом РТ в 2009 году. Износ таксомоторного парка в республике оценивался тогда в 60 процентов, и инициаторы проекта совместно с компанией «Sollers-Алабуга» разработали лизинговую схему на автомобили марок Fiat, Rexton и Kyron, производимых в Татарстане. Однако позже от идеи централизованной закупки автомобилей Sollers отказались. По словам исполнительного директора «FM-такси» Ильгиза Сиразиева, такое предложение было невыгодно службам такси, подавляющее большинство которых не имели собственного таксопарка, а заключали договора с частниками. «Сегодня ситуация не изменилась – собственного автопарка нет у большинства служб такси, кроме того, автомобили, производимые «Sollers-Алабуга», довольно дорогие. Таксомоторные компании приобретают либо отечественные авто, либо самые дешевые варианты иномарок», - объяснил Сиразиев.

 

 


В феврале 2011 года вопрос о необходимости принятия такого документа был поднят на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Предполагалось, что весной региональный законопроект «о такси», согласно которому таксомоторные парки обеспечат автомобилями Sollers по договору лизинга, будет внесен на обсуждение Госсовета РТ. Однако его опередил федеральный закон «о такси», подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым в апреле 2011 года.

 


После публикации федерального закона Татарстан продолжил работу над собственным документом: летом 2011 г. велись общественные обсуждения. 15 сентября на 22-м заседании парламента депутаты Госсовета РТ приняли во втором чтении законопроект «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан». Республиканский закон «о такси» стал региональным дополнением к федеральному закону №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», послужившему началом всероссийской легализации рынка легковых такси. Первая часть федерального закона, касающаяся новых требований к этому виду бизнеса, вступила в силу 1 сентября 2011 года. Вторая, касающаяся введения штрафов за нарушения, вступит в силу только в начале 2012-го.

 

 

Жесткие условия

 


Федеральные и региональные разработчики законопроектов не устают повторять, что регламентация деятельности легковых такси обусловлена вопросами безопасности и необходимостью повышать культуру вождения на дорогах. Таксомоторные компании соглашаются с властями в необходимости принятия закона, однако отмечают, что документ содержит «слишком жесткие условия», которые могут коренным образом изменить рынок - причем, не в пользу как бизнеса, так и пассажиров.
Закон «о такси» возвращает рынку отмененное в 90-е годы лицензирование. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют право оказывать услуги такси, только получив специальное разрешение на каждый автомобиль, находящийся в собственности или на условиях лизинга. Следовательно, автомобиль, зарегистрированный на родственников, не сможет перевозить пассажиров в качестве такси.

 

 


Согласно федеральному законодательству, разрешение платное и выдается сроком на пять лет. Оно обязывает предпринимателя проходить дважды в год государственный техосмотр автомобиля, а водителя - медицинский осмотр перед каждой поездкой. Впрочем, на этом требования к легковым такси не заканчиваются. Каждое авто должно быть окрашено в белый (для машин представительского и бизнес-классов) или желтый цвет (эконом-класс), а на кузов нанесена композиция из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, - так называемые «шашечки». Обязательным требованием является наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше авто и таксометра. Отныне такси с правосторонним рулевым управлением запрещены, водительский стаж шоферов должен составлять не менее трех лет. Список требований включает запрет на работу по совместительству для водителей, чья основная занятость связана с управлением транспортными средствами. Штрафу в размере одна тысяча рублей подвергнется водитель за отсутствие в салоне необходимой информации, невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции. В три тысячи рублей обойдется отсутствие опознавательных знаков на автомобиле.

 


Подобное госрегулирование таксомоторного бизнеса призвано вытеснить из рядов пассажирских перевозок так называемых «бомбил». Автовладелец, желающий подвезти «голосующих» на дороге людей, обязан зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель с последующей процедурой получения лицензии. В противном случае его ожидает штраф в размере пяти тысяч рублей. Аналогичный штраф, впрочем, ожидает, и «серого» таксиста, незаконно использующего «шашечки».
Однако, по словам директора компании «Такси-Столица» Олега Абдульменева, пассажирские потоки таксистов и «бомбил» пересекаются редко, и закон эту ситуацию не изменит. Сомнения вызывает и возможность эффективно уличать «нелегалов»: весьма вероятно, что пассажир из солидарности с водителем будет убеждать проверяющих, что он друг или родственник «таксиста», а вовсе не клиент. Представители республиканского ГИБДД предполагают, что контроль можно осуществлять методом «контрольной закупки». Но таксисты уверены, что «бомбилы» с дорог и остановок общественного транспорта не исчезнут, а от проверок куда больше пострадают легальные такси.

 

 

В новом цвете

 


В первом чтении в татарстанском законопроекте присутствовало положение о регулировании тарифной политики такси «сверху», вызвавшее ярый протест таксомоторных служб. Таксисты опасались заниженных тарифов, которые усилят проблему с рентабельностью, ожидаемую после принятия закона. Однако во втором чтении депутаты Госсовета РТ от контроля над ценами отказались. Как объяснил председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, должно быть рыночное ценообразование. «Любое регулирование тарифов приводит к последующим требованиям дотаций со стороны бюджета, и, как правило, ломает рынок», - подчеркнул депутат. 

 

Ни у кого, однако, не вызывает сомнений, что закон увеличит среднюю стоимость поездки, составляющую сегодня в Казани около 150 рублей. Различаются лишь прогнозы, на какую величину произойдут изменения. Эксперты высказывают предположения, что цены возрастут как минимум на 20 процентов, хотя не исключают, что подскочат в два раза. Уже в сентябре 2011 года услуги такси подорожали на казанском рынке на 10 процентов.  Правда, объясняют это не новым законом, а повышением цен на бензин.

 

 

Впрочем, татарстанские таксисты получили и некоторые преференции. В частности, начать контролировать цвет их авто в Татарстане намерены не раньше 1 января 2013 года, а первое разрешение на деятельность, как и его дубликат, также до 2013 года будет выдаваться бесплатно. 
Но все же реакция на закон у таксистов негативная, и основные претензии - к положению закона о едином цвете автомобилей. Вопрос «цветовой гаммы» находился в ведомстве республики и не раз подвергался критике таксомоторных служб в ходе обсуждения закона с участниками рынка. Республиканские таксомоторные компании приводили в пример заявление руководства Москвы о том, что в столице требовать от таксистов единого цвета автомобилей не будут. Впрочем, это не повлияло на решение татарстанских депутатов при окончательном принятии документа: в нашей республике автомобили VIP-класса получают право на белый цвет, остальные машины должны быть выкрашены в желтый.

 


Доводов в пользу четкого цветового оформления такси приведено немало. Учли опыт зарубежных стран, особый упор сделали на подготовку к Универсиаде-2013, в рамках которой городским властям хотелось бы упорядочить дорожное движение. Как отметил Марат Галеев, единый цвет необходим и с точки зрения безопасности: многолетние исследования показали, что белый и желтый цвета автомобилей более заметны и потому меньше подвержены аварийности.
По словам Олега Абдульменева, само по себе перекрашивание автомобиля стоит не слишком дорого, но заниматься этим владельцам невыгодно – возникнут сложности в случае необходимости продажи машины. Опасаются таксисты и того, что клиенты негативно воспримут разрешенное цветовое оформление, так как VIP-клиенты предпочитают пользоваться автомобилями представительского класса без каких бы то ни было обозначений. По словам Ильгиза Сиразиева, ситуацию исправил бы отказ от желтого цвета такси и в пользу только белого. 

 


Тем не менее, и такой вариант вынудит таксистов либо перекрашивать свои машины, неся расходы и снижая их потенциальную продажную стоимость, либо приобретать новые – правильного цвета.

 


Подверглись критике таксистов и нововведенные таксометры, призванные обеспечить наглядность ценообразования поездки в такси. Сегодня при помощи компьютерной системы определяется стоимость поездки из расчета маршрута, без дополнительной оплаты за простой в дорожных заторах или их объезд. «Таксометр же считает проезд  строго по километражу, учитывая и простой в пробках, а это может увеличить стоимость поездки в разы», - отметил Олег Абдульменев. Рамиль Абсалямов, директор таксомоторной компании «Татарстан», подчеркнул, что именно спутниковая навигация сделала услуги такси в республике доступными.

 

 

На грани рентабельности

 


До 1 января 2012 года у таксистов есть время, чтобы привести бизнес в соответствие с законом, так как регулирование нарушений начнется только с нового года. Региональный закон вступит в силу через 10 дней с момента подписания его Президентом РТ Рустамом Миннихановым. Дата подписания пока неизвестна, но, вероятно, штрафы «нелегальным» таксистам начнут выписывать не раньше 2012 года. Таким образом, с начала нового года рынок такси в Татарстане в нынешнем виде перестанет существовать. Представители таксомоторных служб затрудняются сказать, какое будет распределение между такси индивидуальных предпринимателей и специализированных компаний. Однако сообщают, что из 70 тысяч автомобилей, оказывающих услуги такси на территории Татарстана, останутся не более трети. Изменится и положение лидеров на казанском рынке, где зарегистрированных и нелегальных служб такси более 100, а наибольшую долю на рынке делят между собой «Татарстан», «Мотор-Сервис» и «Везет», не располагающие собственным таксомоторным парком. Когда пройдут все отсрочки по закону, перед компаниями встанет выбор: вкладывать немалые инвестиции и продолжать бизнес или отдавать рынок новичкам. Ведь подавляющее большинство частников, с которыми таксомоторные компании работали ранее по договору найма, будут вынуждены получить лицензию и, вероятно, захотят работать самостоятельно. Как отметил руководитель одной из казанских служб такси, «единственный шанс для меня, как и для большинства компаний остаться в бизнесе, – залезть в долги, тем более что мелкие фирмы уже сегодня на грани разорения».

 

 


Таксисты подсчитали, что для рентабельной работы в новых условиях потребуется таксопарк на 150-200 автомобилей, а это потребует миллионные инвестиции.
Впрочем, по мнению Гульнары Валиуллиной, директора компании «Премиум Такси», проблема даже не в величине затрат на приведение бизнеса в соответствие с новым законом, а в том, что они не принесут ожидаемого эффекта по тем же требованиям безопасности. «В законе даже нет ограничений по году выпуска автомобиля, значит, можно просто перекрасить 20-летнюю машину. А что касается техосмотра и медицинского контроля водителя, все знают, как в нашей стране обходят закон», - заключила она.

 

Алиса Розанова

Статья из  журнала "Татарстан" (№10)