Электронные услуги прочно входят в нашу жизнь, постепенно избавляя от очередей и лишней беготни по инстанциям. Благодаря современным технологиям можно совершать различные платежи, те же штрафы ГИБДД, оплату услуг ЖКХ, вставать на очередь в детский сад, записываться на прием к различным специалистам. Все больше популярности приобретают функции «задать вопрос и получить ответ», «пожаловаться в контролирующие органы», «написать письмо чиновнику». Часть из них реализуются непосредственно в республике, часть инициирована на федеральном уровне. В одной только налоговой сфере сегодня доступно татарстанцам более двадцати интерактивных услуг.

 

Отчетность без опозданий

В Татарстане в налоговой сфере в первую очередь обязали отельную категорию налогоплательщиков предоставлять отчетность в электронном виде. В 2008 году это были организации с численностью свыше 100 человек. Сегодня ИТ-технологиями пользуется порядка 80 процентов организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представляющих не нулевую отчетность и столько же индивидуальных предпринимателей. То есть 38178 предприятий и 51320 индивидуальных предпринимателей.

Благодаря электронной системе сформировать отчетность и отправить ее в налоговые органы можно прямо с рабочего места. Конфиденциальность, круглосуточность работы информационных каналов связи позволяют сдать отчет в последний день в 23.00, не нарушая графики. 

Такая отчетность предусматривает и обратную связь – предоставление информационных услуг налогоплательщикам, которые могут запросить справку о состоянии расчета по налогам, акт сверки по налогам, выписку с лицевого счета, перечень представленной бухгалтерской налоговой отчетности. Кроме того, можно направить и не формализованный запрос.

На сайте Федеральной налоговой службы действуют 22 онлайн-сервиса. Это «Личный кабинет налогоплательщика», «Узнай свой ИНН», «Подача электронных документов на государственную регистрацию», «Получение выписки из ЕГРЮЛЕГРИП через Интернет» и другие. По данным ФНС России, наиболее востребованными являются: сервис «Узнай свой ИНН» - только за один летний месяц было отправлено почти 300 тысяч запросов, адресом своей инспекции интересовалось почти 170 тысяч человек, 136 тысяч раз было заполнено платежное поручение.

Одна из необычных услуг на сайте УФНС РФ по РТ - «Проверь себя и контрагента». Через этот сервис можно получить сведения о госрегистрации, решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, посмотреть, не входят ли в состав исполнительного органа контрагента дисквалифицированные лица, проверить, не зарегистрированы ли по одному и тому же адресу сразу несколько юридических лиц.

По-прежнему самым популярным остается сервис «Личный кабинет налогоплательщика». Так, за время его работы физические лица погасили задолженность по налогам на сумму около 20 млн. рублей. В настоящее время продолжается тестирование «Личного кабинета налогоплательщика-2», позволяющего физическим лицам ознакомиться с состоянием своего лицевого счета, получить информацию об объектах налогообложения, просмотреть налоговые уведомления. Запланирован и третий этап развития сервиса - он будет предназначен для юрлиц.

Система представления отчетности в электронном виде сейчас прорабатывается и на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Доступна она для зарегистрированных пользователей. В пилотном проекте ею уже пользуются и татарстанские организации, и индивидуальные предприниматели, и физические лица. Но при этом налогоплательщику все равно приходится посещать лично налоговую, поскольку при отправке через портал, документу присваивается регистрационный номер, с которым необходимо получить отметку на бумажном документе. Но так будет происходить лишь пока идет отработка технологии.

Как узнать и где платить

Воспользоваться электронными услугами налоговой службы можно на сайтах: www.uslugi.tatar.ru и www.r16.nalog.ru. Если за 2010 год через портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан о своей задолженности по налогам узнало 17 тысяч граждан, то в этом году только за первый квартал почти 16 тысяч человек. Оплатили в 2010 году задолженность на 2.5 млн. рублей, а в этом за первые три месяца уже на 1,3 миллиона.

На сайте УФНС России по РТ в прошлом году было сформировано квитанций на сумму свыше 26,7 млн. рублей, в первом квартале этого года на 57, 5 миллиона. Также растет популярность услуг: получение выписки из ЕГРЮЛ и постановка на учет физического лица в налоговой на основании заявления, поданного через Интернет. По ИНН, ФИО, система выдает задолженность по налогу физических лиц: земельный, транспортный и налог на доходы. Причем получить информацию можно находясь в любой точке России.

Правда, пока через сайт федеральной налоговой можно только получить информацию, а оплатить дистанционно могут лишь владельцы карты Сбербанка России через сайт банка и услугу дистанционного обслуживания. Впрочем, на федеральном уровне уже идут переговоры о расширении списка банков, готовых подключиться к процессу, есть первые подписанные с ними и ФНС соглашения.

Отмечено, что в районах процент подключившихся к интерактивному взаимодействию выше, чем в татарстанской столице. Среди лидеров с процентом свыше 80 - Тукаевский, Бугульминский, Елабужский, Чистопольский, Нурлатский районы. Причем федеральным органом в регионы спущен план: к 2014 году достичь 80 процентов показателя, но в Татарстане этот порог, скорее всего, будет пройден уже в ближайшее время.

Кстати, те, кто подают отчетность в электронном виде, автоматически становятся участниками двустороннего интерактивного процесса. Кроме того, в скором времени налоговая служба отработает системы оповещения налогоплательщиков через электронную почту, наладит и некоторые другие услуги.

Подготовила Виктория ОСИНИНА