Сегодня стало гораздо проще осуществить свою детскую мечту о полетах. Достаточно иметь в кармане пару сотен тысяч долларов, преодолеть страх высоты, и можно рассекать воздушное пространство на личном самолете. Казань, Нижнекамск, Мензелинск и Бугульма переживают настоящий бум малой авиации.
 
Еще год назад для того, чтобы отправиться в полет на собственном самолете, необходимо было получать разрешение за сутки. При этом нужно было пройти несколько инстанций, каждая из которых могла отказать пилоту без объяснения причин.
 
- Тогда ответственность за твой полет несли несколько десятков человек, которые считали, что самый безопасный самолет тот, который находится на земле, - шутит Василь Ханафиев, директор учебного центра «Авиатор», единственного в республике, который готовит пилотов-любителей. - Но 1 ноября прошлого года вступили в силу новые Федеральные правила использования воздушного пространства. Это революционный документ, который развязал руки частным пилотам. Сегодня для того, чтобы использовать личный самолет или вертолет, не нужно получать никаких разрешений. А взлетная площадка может располагаться даже на вашем дачном участке. Неудивительно, что в этом году у нас наплыв желающих стать пилотами-любителями. Состоятельные люди, наигравшись с яхтами и лошадьми, открыли для себя новый вид развлечения. Хотя кто-то покупает самолет для дела, чтобы использовать его как средство передвижения.
 
Взлететь легче, чем сесть
 
По признанию Ханафиева, в их школу приходят в основном мужчины за сорок, у которых есть свое дело, свободные деньги и желание попробовать что-то новое. При этом среди учащихся можно встретить и девушек, и дедушек - недавно свои летные права получил 73-летний пенсионер. И летает с удовольствием.
 
- Пол и возраст никак не влияют на способность управлять самолетом, - утверждает Василь. - Научить летать можно даже обезьяну, просто на это понадобится больше времени.
 
Обучение «homosapiens» длится от года до полутора лет в зависимости от того, сколько свободного времени у курсанта. Права выдаются после того, как человек освоит теорию и налетает 42 часа.
 
- Так как тренажер, на котором можно было бы отрабатывать летные навыки, стоит дороже нового самолета, наши ученики сразу садятся за настоящий штурвал, - рассказывает Василь. - Естественно, под контролем инструктора. И если самостоятельно взлететь ученик может уже через два часа, то с посадкой всё гораздо сложнее. «По приборам» садятся только крупные пассажирские суда, а на маленьких самолетах нужно самостоятельно вычислить, как надо приземляться, при том что снижаются они со скоростью 120 километров в час.
 
Для того чтобы стать пилотом малой авиации, богатырского здоровья, как у космонавта, не требуется. Достаточно иметь крепкое сердце, хорошее зрение и чистые пазухи носа. Ну и еще надо не иметь проблем с вестибулярным аппаратом - если вас укачивает в самолете, какой же из вас летчик?
 
Можно сразу далеко, но прыжками - лучше
 
В основном в нашем небе летают импортные легкие самолеты. В России технику для малой авиации тоже производят, но собирают из европейских и американских комплектующих.
 
- Легкий самолет, рассчитанный на одного-четырех пассажиров, может без дозаправки преодолевать от 500 до 1500 километров, - говорит Василь. - Но я бы не советовал при выборе судна ориентироваться на максимальную дальность. При средней скорости в 250 километров самолет проходит расстояние в полторы тысячи километров за 6 часов. При этом надо учитывать, что салон, как правило, не оборудован туалетом, размяться или вытянуть ноги в пути тоже нет возможности. Поэтому обычно люди больше тысячи километров не летают, даже если возможности судна позволяют.
 
По официальным данным, в России сегодня действует около 300 аэродромов. Но в эту статистику не включены частные посадочные площадки, которые появляются как грибы после дождя. Передвигаясь «прыжками» по 100 км, можно пересечь всю страну. Необходимо только заранее поинтересоваться, сможет ли вас принять тот или иной частный аэродром. Как правило, там можно не только посадить самолет и дозаправиться, но и поужинать в кафе, и переночевать в гостинице.
 
Сколько это стоит
 
Самый популярный самолет в малой авиации - это четырехместная американская «Цессна 182». Весом он чуть меньше тонны, на борт может принять до 500 кг. Средняя скорость - 200 км/ч, дальность полета - 1000 - 1500 км. Такая «игрушка» обойдется хозяину в 150 - 200 тыс. долларов. А расходы на ее обслуживание примерно таковы:
  • ежегодная страховка в зависимости от стоимости самолета - 18 - 40 тыс. рублей в год
  • продление свидетельства о летной годности - 50 тыс. рублей в год
  • транспортный налог - 25 тыс. рублей в год
  • стоянка на аэродроме - 6 тыс. рублей в месяц
  • расход топлива - 30 литров на 200 км полета.

Записал Олег ПЛАТОНОВ