Новой, креативной постановкой оперы-поэмы Назиба Жиганова «Джалиль» открыл на этой неделе свой 73-й сезон Татарский театр оперы и балета.

 

С татарского героя стерт хрестоматийный налет: Муса Джалиль в исполнении солиста Мариинского театра Ахмеда Агади предстает перед зрителем не только как отважный сын своего народа, но и как обычный человек – любящий муж и отец.

 

По словам режиссера-постановщика оперы Михаила Панджавидзе, несколько лет сотрудничающего с ТГАТОиБ им. Джалиля (он поставил здесь «Бориса Годунова», «Любовь поэта», «Риголетто», «Мадам Баттерфляй» и «Лючию ди Ламмермур»), он стремился уйти от советской «плакатности» образа Джалиля, показать его человеческие переживания, но при этом сохранить все оперные сцены.

 

Задуманное режиссеру удалось. Джалиль в спектакле ни на минуту не перестает думать о том, как там его жена и маленькая дочурка. Решение вступить в фашистский легион «Идель-Урал», чтобы таким образом получить возможность бороться с врагом, дается поэту страшно тяжело, он буквально режет себя по живому. Ведь Джалиль осознает, что на Родине его шаг поймут и оценят не сразу, значит, близких объявят врагами народа, а это не только позор, но и гибель.

 

Смотреть на эти метания патриота и главы семьи нелегко: талантливая музыка Жиганова, проникновенные слова героя – от всего этого у зрителей на глаза наворачиваются слезы. Что уж говорить о переживаниях дочери поэта Чулпан Залиловой, которая тоже присутствовала на премьере, специально приехав из Москвы. На показ она пришла с букетом цветов «для папы», то есть Ахмеда Агади, исполнявшего роль Джалиля.

 

Новая постановка отличается интерактивностью – зритель включен в действие, и новаторские методы, используемые режиссером, идут вразрез с традиционным представлением об опере. К примеру, спектакль начинается с того, что актеры в форме гестаповцев с настоящими овчарками на поводках идут через темный зал театра к сцене, «пробегая» по зрительному залу светом своих фонарей. Видеть настоящих собак в помпезном оперном театре было очень непривычно, и этот момент сразу задал тон всему спектаклю.

 

Отметим также, что опера идет на пяти языках: татарском, русском, казахском, немецком и французском, что создает ощущение реалистичности происходящего (в «котле» войны смешались представители разных народов). При этом партии разучены артистами на все сто.

 

Неожиданные ракурсы, масштабность постановки (в ней задействовано более сотни артистов и даже детский хор) делают спектакль «Джалиль» интересным даже для тех, кто считает оперу скучным жанром.