Необычный предмет - «семьеведение» появится на следующей неделе в расписании двух казанских учебных заведений - школы № 129 и гимназии № 93. Старшеклассников хотят оторвать от телевизора, где шоумены учат их «строить свою любовь», и научить строить семейные отношения.

Уроки до загса доведут?

 

Как объяснила Интертат.ру директор гимназии № 93 Ирина Александровская, предмет введен по инициативе Уполномоченного по правам человека в РТ и одобрен министерством образования республики. Курс семьеведения разработан преподавателями кафедры философии, культурологии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств. Преподавать семьеведение будут только в 10-х классах и не более 2 часов в неделю. А всего курс рассчитан на 60 часов. Правда, получать оценки и сдавать экзамены по семьеведению школьники не будут. Но по окончании учебы среди юношей и девушек проведут анкетирование, чтобы выяснить, как полученные знания повлияли на их мировоззрение. Если выяснится, что изучение семьеведения пошло старшеклассникам на пользу, его начнут изучать в школах по всей республике.

 

- Этот спецкурс органично дополнит содержание нашего учебно-воспитательного процесса, поскольку наша гимназия с этно-культурным компонентом, - уверена Ирина Александровская. - Мы углубленно изучаем историю, культуру, народные традиции. А семья - это ячейка общества, в которой формируются и культура, и традиции. Наверное, именно поэтому нас выбрали в качестве пилотной площадки для этого проекта. А мы только - «за». Родителей я вижу союзниками в этом вопросе. Надеюсь, что изучение семьеведения улучшит микроклимат в семьях наших учеников.

 

С энтузиазмом восприняли нововведение и в школе № 129. По словам ее директора Татьяны Арининой, материал будет преподноситься корректно и доступно.

 

- Конечно, научить школьника за 60 часов быть хорошим семьянином невозможно. Но ведь как-то нужно пропагандировать семейные ценности, - считает она. - Известно, что среди молодежи сейчас очень популярны гражданские браки, никто не хочет брать на себя ответственность за другого. А семья без этого немыслима… Мы, учителя, и сами с удовольствием будем ходить на эти уроки. А вести их будут вузовские профессора.

 

Семью отделят от брака

 

По словам профессора КГУКИ Лидии Карцевой, идея учить старшеклассников азам семейных отношений давно витала в воздухе. Еще во времена СССР в школах пытались ввести предмет «Этика и психология семейной жизни».

 

- Преподавал его кто попало: где-то медики, где-то учителя, которые вообще не понимали, как говорить с детьми на темы взаимоотношений полов и секса. И в конце концов только к сексу всё и сводилось, - вспоминает Карцева. - Наш курс, который уже изучается в вузе, кроме этики, психологии и сексуальных отношений касается и правовых вопросов, и духовных и хозяйственно-бытовых. А начинается он с темы брака - какие есть формы брака, какие альтернативы… Между тем понятие «семья» гораздо шире, чем «брак». Семейные отношения - не только супружеские, но и отношения с родителями, с детьми...

 

Школьный курс семьеведения не будет касаться всех тем брака и семьи, которые изучают студенты. От некоторых аспектов детей постараются оградить…

 

- К примеру, одна моя коллега, которая вела подобный курс у заочников - взрослых женатых людей, опросив студентов, выяснила, что все 80 человек имеют любовника или любовницу. При этом все они заявили, что вполне счастливы, и такая ситуация их устраивает! Но разве это можно назвать счастьем? - недоумевает Карцева. - Если мы не сможем изменить отношение к браку у нашего молодого поколения, грош нам цена как воспитателям!

 

Похоже, преподавателям семьеведения придется приложить немало усилий, чтобы объяснить детям, какое счастье - правильное.

 

- Я понимаю, что семьеведение - совершенно новый предмет для школы, - рассуждает профессор Карцева. - У нас даже пока нет учебников, апробированных для этого возраста. Поэтому мы должны быть очень осторожны в формулировках и подаче материала. Я даже посоветовала нашим преподавателям не настаивать на том, чтобы школьники, как студенты, конспектировали лекции. Ведь дети есть дети. Запишут, что называется, своими словами, а родители прочитают и за головы схватятся. Но наши преподаватели - профессионалы, и я уверена, что плохому они не научат.