Франция заняла первое место в рейтинге самых посещаемых стран мира по версии Всемирной организации по туризму. В прошлом году там побывало 79,5 млн. туристов, что на 3 процента выше показателя за 2010 год. Основной поток этой массы людей (к слову, намного превышающей постоянное население страны) пришелся на столицу государства.


Именитый советский литератор Илья Эренбург вошел в историю с обошедшей в популярности своего автора фразой: «Увидеть Париж – и умереть». Что, пожалуй, можно считать правдой.

 Ибо Париж нельзя увидеть разово – он слишком велик для этого, во всех смыслах. Однако желание вместить его в себя как можно больше удивительно сильно. И начинается гонка со строго очерченными временными рамками.

Но никакого времени не хватит, чтобы увидеть и познать его весь. Можно только переехать туда, чтобы с ним сродниться. Но тогда будут волновать совсем другие, весьма далекие от возвышенных визуально-тактильных желаний вещи. И умирать начинаешь уже на исходе первого дня, если, конечно, подошел к делу со всей ответственностью. Во-первых, от переизбытка, от, не побоюсь этих слов, отравления впечатлениями. А, во-вторых, от усталости, потому что Париж можно ощутить, только бродя по нему пешком.

Дороги

Лучший вариант – это вооружится подробной картой города и составить маршрут экскурсий. Бегать за гидом здесь – все равно, что водить ребенка за руку по магазину сладостей: ни посмотреть, ни потрогать, ни попробовать. Если вам посчастливилось жить в центре, можно начать экскурсию от ближайшей к вам достопримечательности. Однако не стоит обольщаться: то, что на карте измеряется парой сантиметров, на деле обращается в прогулку продолжительностью в полчаса и более. Так что стоит позаботиться об удобстве обуви.



Если же вы живете дальше или пешие прогулки вас не привлекают, вы всегда можете воспользоваться метрополитеном. По всему городу и окрестностям раскинуто более двухсот пятидесяти станций разных веток. Но здесь нужно быть осторожнее – узловые станции с переходами порой похожи на лабиринты, в которых можно долго плутать, если не сверяться с указателями. Также при спуске в метро имеет смысл запастись мелочью: на большинстве станций билеты продаются автоматами, не все из которых оборудованы купюроприемниками. Брать же машину напрокат в Париже, не имея достаточного опыта вождения по европейским городам, бесполезно: мест для парковки почти нет, автомобили жмутся бампер в бампер, а езда по узким, затерянным между домами дорогам, зачастую с односторонним движением, превращается в скачки с препятствиями.

Еда

Парижане и гости французской столицы в большинстве случаев не очень озабочены едой, особенно в течение дня. В отличие от гастрономически привередливых итальянцев, французы довольствуются стандартным европейским меню во главе с салатом «Цезарь», а также сэндвичами, слоеными кренделями, вафлями с «Нутеллой» и прочим интеллигентным фаст-фудом. Лягушачьи лапки и фуа-гра есть далеко не везде, и их еще нужно будет поискать. Хотя, разумеется, в дорогих, фешенебельных ресторанах, вроде «Фуке» на Елисейских полях, это все обитает.



Одним из главных пунктов любого приема пищи является хлеб. Обычно это толстые, сантиметров по семь, кусочки свежего багета в корзинке, которые приносят к заказу по умолчанию. В некоторых кафе и ресторанах к обеду подают также бутылку негазированной воды.
 
Виды

Париж прекрасен не только с земли. Еще великолепнее он выглядит с высоты птичьего полета. Точек, с которых можно обозреть этот вид, три: башня Монпарнас, площадка Эйфелевой башни и Нотр-Дам. Везде приходится выстаивать огромную очередь, иногда, в разгар дня, по нескольку часов. Но конечная цель стоит каждой минуты ожидания. С любой из этих вершин панорама Парижа разливается на десятки  километров вокруг, со всеми площадями, крышами и шпилями. Однако такие подъемы подходят далеко не всем. Так, например, верхнюю площадку Южной башни Нотр-Дама отделяют от земли 402 узкие ступеньки винтовой каменной лестницы. А сама высота небезопасна для нервной системы акрофобов, самые сумасбродные из которых, выйдя из башни на свет божий, вжимаются в стены, и закрывают глаза.



Но есть и более безопасные варианты наслаждаться парижскими видами. Любителям с комфортом растянуться на траве прекрасно подойдут две главные лужайки города. Одна из них отделяет Лувр от парка Тюильри, вторая находится прямо за Эйфелевой башней. Лучшим занятием в случае, если вы решите присоединиться к десяткам других любителей прекрасного, будет пикник. Состояние газонов позволяет не опасаться за чистоту одежды, но даже те, кто не прихватил с собой плед, могут расположиться на куртке, журнале или даже развернутой карте города – этим вы никого не удивите. Эйфелева башня зажигается около девяти часов вечера – к этому времени можно прийти на лужайку с бутылочкой вина, хлебом и сыром и провести незабываемо романтический вечер.

Также необычайно прекрасен вид, который открывается с берегов Сены. Разномастные мосты, старинные, разновековой постройки, здания, и почти отовсюду виден шпиль неизменного символа Парижа. В течение всего дня и вечером по реке курсируют маленькие теплоходики, пристани которых можно найти, спустившись на променады к самой воде.

Люди

Парижане, особенно если распознают в вас искреннего туриста, будут очень дружелюбны по отношению к вам. Даже не зная никакого другого языка, кроме родного, и не умея объясниться с вами словами, они будут показывать вам дорогу жестами или проводят. Главное – не забыть сперва извиниться за беспокойство («Pardon»), а после – поблагодарить за оказанную помощь («Merci»).



В Париж нельзя ехать двум типам людей: расистам и мизантропам. Людей в городе всегда много, особенно в центре, вне зависимости от времени суток. Также Париж густонаселен арабами и выходцами из Африки. Если вас не раздражает эта мирная публика, вы не будете испытывать дискомфорта. Однако не стоит приближаться к окраинам города и заходить в индустриальные районы, особенно если вы не уверены, что сможете за себя постоять. Несмотря на то, что Париж, в целом, весьма безопасный город, на грязных улочках со странными заведениями и людьми, осматривающими вас с ног до головы, вам станет не по себе. Так что во избежание международных конфликтов лучше даже не пытаться их провоцировать.

Резюмируя свои путевые заметки, о Париже мне хотелось бы сказать так: это город, которого можно взять столько, сколько унесешь. Его, наверное, никогда не может быть много. В каждой улочке, каждой химере Нотр-Дама, каждом изгибе архитектурного рельефа таится что-то невообразимо прекрасное. Такое, что никогда не захочется отпускать это из своего сердца.


Дарья БИКУЛОВА