С жесткой критикой неожиданно обрушился на ПТУ (которые сейчас называются колледжами, лицеями и пр.) президент Татарстана, выступая на  республиканском августовском педсовете в Мамадыше 18 августа. По его словам, толку от училищ мало, а денег они «едят» много. По мнению президента, функцию профтехобразования должна взять на себя обычная школа, обучив каждого ученика хотя бы одной рабочей профессии. Собственно, это и стало главной темой нынешнего педсовета - «Школа после уроков».

Кролики - это не только ценный мех…

 

Совещание провели в Мамадыше потому, что местная система образования, с подачи главы района Анатолия Иванова, с недавних пор активно взялась за воспитание у школьников трудовых навыков. В рамках кружков «Юный овощевод», «Юный растениевод» и «Юный механизатор» дети работают в поле на учебно-опытном участке «Азбука земли» в 40 га. Выращивают на продажу овощи, разводят кроликов, плетут корзины, производят мед и пр. За прошлый год таким образом мамадышские школьники заработали …22 миллиона рублей. Кто-то из делегатов даже подколол министра сельского хозяйства Марата Ахметова: дескать, вот вы все жалуетесь на нерентабельность сельского хозяйства, а тут школьники на небольшом куске земли такие деньжищи зарабатывают…  

 

Как обстоят дела с дополнительным образованием в других районах Татарстана,  участникам конференции показали на выставке, организованной в мамадышском лицее №2. Гостям продемонстрировали плоды детского технического творчества: авиамодели, лего-роботы, собранные из старых запчастей квадроциклы и пр. Рустам Минниханов, ставший участником  августовского педсовета, даже прокатился на одной из этих самоделок под аплодисменты присутствующих. Кто-то заметил, что «теперь стоимость этого агрегата взлетит в разы».

 

 

 

Учителей освободят от отчётов

 

Выступая позже на совещании, министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов сообщил, что ежегодно на учреждения допобразования (их - 422) в республике выделяется порядка 4 миллиардов рублей. Президент на это заметил, что эффективно работают не все из них: посещаемость не отслеживается, есть информация, что многие учреждения занимаются приписками и получают деньги, фактически ничего не делая. 

 

Доклад министра традиционно был посвящен позитивным изменениям, произошедшим в школьном образовании Татарстана за последний год: учителя повышают свой уровень на зарубежных стажировках, школы оборудуются по последнему слову техники. Президент прервал министра:

 

- Почему вы ничего не говорите о преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который будет введен в этом году? Для Татарстана, к сожалению, это очень актуально. В исламе есть разные течения, и некоторые из них создают для нас большие проблемы. Важно, чтобы школьникам эта информация была подана правильно. А вдруг учителя, которые будут преподавать этот предмет, будут некомпетентны? Сегодня даже некоторые должностные лица не видят разницы между разными течениями: традиционным для Татарстана исламом и нет. Учитывая серьезность этой темы, нужно создать группу из специалистов, которые разработали бы методические рекомендации к преподаванию этого предмета, которые бы участвовали в подготовке этих учителей и их аттестации. Я обращаюсь и к главам администраций - взять вопрос преподавания этого предмета под личный контроль. Также прошу внести этот вопрос в резолюцию сегодняшнего совещания.

 

Ответив «Есть, Рустам Нургалиевич», Гильмутдинов сообщил приятную для учителей новость: разработана компьютерная программа, которая будет сама генерировать отчеты, на подготовку которых вручную прежде уходило очень много времени. Также в этом году внедрена разработанная в Татарстане система книгообеспечения (аналогов в России нет).

 

- Каждый год мы поставляем в наши школы более 1 миллиона учебников для 400 тысяч детей в более чем 2 тысячи школ, - сообщил Гильмутдинов. - Начиная с этого года, внедряется электронная база учебников. 6 миллионов 303 тысячи экземпляров были введены в базу в ручном режиме. Теперь мы точно знаем, сколько учебников в каждой школе РТ: где недостаток, где излишки. В результате возможен обмен. Теперь каждый рубль, который вкладывает республика в учебники, будет расходоваться со 100-процентной эффективностью.

 

- Да, бардака здесь было больше, чем нужно, - заметил на это президент. - Но того, что вы сделали - недостаточно. Нужно, чтобы в электронной базе были электронные версии учебников. Мне сказали, что это проблематично, поскольку нарушаются права издательств. Я этого не понимаю, это совершенно неправильно. Мы же делаем это во благо - чтобы у детей был доступ к учебникам, к знаниям. А кто-то на этом хочет сделать бизнес. Нужно выйти с инициативой, чтобы все учебники, которые идут по федеральным и республиканским программам, были и в электронной форме.

 

После этого Альберт Гильмутдинов перешел к другой важной теме - преподаванию татарского языка:

 

- По поручению президента мы радикально переработали подходы к изучению татарского. Мы признаем, что до сих пор преподавали татарский язык плохо. До сего момента мы преподавали этот предмет как филологическую науку. Наши учебники были до предела сложными, загруженными и перегруженными, со сложными заданиями. Теперь бы будем преподавать татарский язык просто как средство общения.

 

В школе - до восьми вечера

 

- Школа должна жить минимум до 8 вечера, - заявил Гильмутдинов,  говоря о сути проекта «Школа после уроков». - У каждого ребенка - свои индивидуальные способности, которые можно реализовать только после уроков. Многие школы замирают уже в 2 часа дня, простаивают сотни миллиардов рублей. Трудовое воспитание и развитие навыков предпринимательства - те цели, которые мы ставим перед собой. Три проекта уже запущены. Это «Здоровье моей школы»: создание экологической карты РТ руками детей. 74 школы проводят мониторинг состояния воды, воздуха и почвы вокруг школы и интегрируют эти данные в единую экологическую карту РТ. Здесь используются возможности химии, физики, биологии, географии…Второй проект: «Школьная IT-мастерская». Суть: компьютерный парк наших школ приближается к 100 тысячам. Со временем, естественно, часть компьютеров выходит из строя. Так вот, мы создаем сеть школьных бизнес-компаний, члены которых, дети, будут сами чинить школьные компьютеры. Третий проект: «Зеленая школа». Это создание школьных бизнес-компаний по озеленению пришкольных участков. Эту будут парки, посаженные руками детей.

 

По словам Гильмутдинова, пока на призыв участвовать в проекте «Школа после уроков» откликнулись не очень большое количество школ - 266 заявок. Он призвал быть активнее и подчеркнул, что проект «Школа после уроков» ни в коей мере не является альтернативой допобразованию.

 

 

 

 

«Не нужно там три года учиться»

 

По словам президента Рустама Минниханова, за последние годы в республике резко уменьшилось количество 10-11 классов.

 

- Дети уходят в училища после 9-го класса, возможно, потому, что бояться ЕГЭ. В то время как ПТУ абсолютно неэффективны. Не нужно там три года учиться, ни к чему это. Большинство профессий, которые там даются, можно дать ребенку еще в школе, если создать для этого условия. Сейчас же мы тратим огромные деньги и время на ненужные вещи. То время, которое ученик проводит в ПТУ, он  просто там отсиживает, а потом идет в армию… Редкий после этого возвращается к станку. Эту систему нужно  еще раз проанализировать. Есть, конечно, эффективные ПТУ, но в целом эта система требует осмысления и доработки. Создавать искусственно из ПТУ техникумы, тоже не надо. Должен быть соответствующий уровень. Это самообман.

 

По мнению президента, училища должны выполнять функции центров по подготовке и переподготовки рабочих.

 

Полностью поддержал президента выступающий из реального сектора экономики,  генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод» Вадим Лигай. Он рассказал, как в 2009 году, устав получать от КАИ слабых выпускников, и придя вместе с сотрудниками вуза к выводу, что причина - в школе, завод решил создать в казанской гимназии №8 класс «вертолетчиков». 

 

- Родители были против этого, поскольку считали, что таким образом мы хотим заставить ребят поступать в КАИ, а затем работать на нашем предприятии. Мы ответили, что заставлять не будем: если хотя бы пару человек к нам придет - будем рады. Мы организовали материальное стимулирование для учеников и преподавателей, дополнительные занятия с помощью КАИ, профучебу на предприятии, практику… Проработав так три года, мы в этом году сделали первый выпуск этого класса. Аттестаты вручали прямо в сборочном цехе завода. Результаты таковы: 11 человек из этого класса получили медали: пять - золотую, шесть - серебряную. С аттестатами мы вручили им ваучер: данный ваучер можно было обменять на ноутбук при предъявлении студбилета КАИ. На вчерашний день, как мне доложили, 18 человек поступили в КАИ. Но самая большая оценка нашему труду была в том, что выпускники сказали нам спасибо за то, что мы еще в 9 классе дали им цель, обрисовали перспективу. Вывод: во время учебы в школе нужна профориентация. Когда дети видят настоящее оборудование, когда им открыт доступ на настоящий завод - у них появляется энтузиазм, они получают направление в жизни. И тогда не будет этих многолетних учеб в различных вузах - в поисках себя… Это миллиарды выброшенных денег не только государства, но и родителей. То, что было сказано вами, Рустам Нургалиевич, по системе ПТУ, у нас тоже наболело. Все это давно себя изжило. Для того, чтобы подготовить современного рабочего, совершенно не требуется таскать его три года по древним станкам, от вида которых у него появляется отвращение к рабочей профессии. Получить эти знания можно в школе. А вот  высококвалифицированных рабочих должны готовить колледжи по схеме: днем работают, вечером - учатся.   

 

Резюме сделал гость из Москвы  - редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир.

 

-  Я знаю, что кроме Татарстана еще и Якутия задумалась о том, что функции школы не должны сводиться исключительно к передаче знаний. Но мы в этом не оригинальны: немцы 50 лет назад поставили перед общей школой задачу - каждый школьник должен стать мастером хотя бы в одном ремесле. Понятно, почему они могут собирать такие автомобили… С 10 лет, а не с 17 нужно воспитывать в детях трудолюбие. Этому нельзя научить - только воспитать.