В Татарстане растет количество ДТП со смертельным исходом. За 7 месяцев на дорогах республики произошло 2935 серьезных аварий, в которых погибли 359 человек и 3875 получили травмы различной степени тяжести. В ГИБДД ухудшение ситуации объясняют ростом автомобилизации населения, сокращением личного состава инспекции и низкой культурой вождения. При этом гаишники советуют автолюбителям не покупать недорогие машины китайских и корейских брендов. Как показала жизнь, шансов остаться в живых при серьезной аварии в такой машине практически нет.

Автомобилизация всей республики

 

По сравнению с прошлогодними показателями число дорожных происшествий с пострадавшими увеличилось на 5,6%, количество погибших - на 10,5%, травмированных - на 7,9%.

 

Самым черным месяцем в этом году стал июль. Только за первый июльский день на дорогах погибли 10 человек. А всего за месяц - 97.

 

Напомним, что федеральной и республиканской целевыми программами предусматривалось снижение числа жертв ДТП в этом году в 1,5 раза по сравнению с «базовым» 2004-м - тогда за семь месяцев в авариях погибли 404 человека. Соответственно, за семь месяцев 2012-го смертность в ДТП должна была уменьшиться на 135 единиц, но в итоге сократилась только на 69. Сотни миллионов рублей, которые получает ГИБДД на обеспечение безопасности дорожного движения, не помогают добиться желаемого результата.

 

Зам. начальника управления ГИБДД по РТ полковник полиции Масхут Мифтахов во вторник на брифинге в кабмине назвал сразу несколько причин, которые влияют на ухудшение ситуации. В первую очередь это - резкое увеличение парка машин. Сегодня по Татарстану насчитывается 1074879 транспортных средств. Для сравнения, в 2004 году автопарк республики составлял 709017 единиц. То есть за 8 лет рост составил 51,6%, а в Казани и вовсе 102%. Причем темпы автомобилизации постоянно увеличиваются. Если за весь прошлый год автопарк республики вырос на 73 тысячи единиц, то за 7 месяцев текущего - более чем на 55 тысяч. На 1000 жителей республики приходится сейчас 284 автомобиля.

 

Обломки разметало на 150 метров!

 

Еще один фактор, влияющий на аварийность, - безалаберность водителей. 70% серьезных аварий в Татарстане происходит из-за того, что шофер либо превысил скорость, либо выехал на «встречку». Именно по этим причинам за 7 месяцев на дорогах республики лишились жизни 218 человек.

 

Мифтахов отметил, что виновниками ДТП часто становятся молодые водители, которые переоценивают свои силы и погибают, что называется, на ровном месте. Как это произошло 4 августа в Тетюшах. Ночью, двигаясь на автомобиле «Чери A15» по улице Свердлова 19-летний парень превысил скорость, не справился с управлением, выехал на встречную полосу, опрокинулся в кювет и врезался в дерево. В результате и он, и его 22- летний пассажир погибли.

 

- Двигатель от удара отбросило на 23 метра, обломки машины разметало на 150 метров! Сколько работаю, никогда еще такой чудовищной аварии не видел, - ужасается полковник. - Автомобиль тоже надо подбирать с головой. Видите, что произошло с «Чери»… Если на «Киа» или «Дэу Матизе» попадете в крупную катастрофу, шансы остаться в живых крайне малы.

 

По мнению Мифтахова, для водителей необходимо ужесточать ответственность как за выезд на «встречку», так и за превышение скорости:

 

- Ведь у нас как - если разрешенная скорость на участке 60 километров, то мы штрафуем водителя, если он разогнался свыше 72 километров. То есть 12 километров как бы прощаем. Это неправильно. В Финляндии, к примеру, превышение разрешенной скорости карается высокими штрафами в зависимости от уровня твоей зарплаты. Был случай, когда мужчина превысил допустимый лимит на 40 километров и заплатил за это 70 тысяч долларов. А у нас проехал водитель быстрее на 10 километров - штраф 100 рублей. А чтобы приставу взыскать с него эти деньги, государство еще и потратит 400 рублей.

 

Зам. начальника УГИБДД по РТ считает, что российское законодательство несовершенно и в других вопросах:

 

- В Израиле, к примеру, если ночью у водителя спустило колесо, он не имеет права выйти менять его без светоотражающего жилета. Вроде бы мелочь. Но в Татарстане за год гибнет 5 - 6 человек из-за того, что их не заметили у машины…

 

 

Ни гаишников, ни камер

 

Еще одна проблема - это нехватка дорожных инспекторов. За последнее время сокращение штата не коснулось разве что Казани и Елабуги. Во многих районах, где на дорогах нет ни инспекторов, ни камер, водители потеряли всякий страх. В Чистополе, к примеру, часто садятся за руль подшофе.

 

- Выпить там и правда любят! - подтвердил Мифтахов. - На прошлой неделе мы посылали туда три экипажа и за короткое время выявили сразу 7 пьяных водителей.

 

На вопрос, почему бы в этом и других райцентрах не установить камеры видеофиксации, раз уж не хватает сотрудников, замначальника УГИБДД РТ посетовал, что эта возможность рассматривается, но конкретного решения пока не принято.

 

Между тем с начала этого года в Татарстане выявлено 3288688 нарушений ПДД, что на 22,2% больше, чем за семь месяцев прошлого года. В том числе зафиксировано 2512215 фактов превышения установленной скорости и 2091 факт выезда на встречную полосу.

 

Среди нарушителей - 1364 водителя, которые категорически не желают оплачивать штрафы. На каждого из них в среднем приходится задолженность в 15 тысяч рублей. Одной из мер наказания для злостных неплательщиков может стать административный арест до 15 суток. В этом году данная санкция применялась больше 700 раз.