Обратите внимание на новую моду – ругать муниципальных чиновников за злоупотребления в сфере ЖКХ. Какая же она новая? – спросите вы, – народ десятилетиями ропщет! А в том-то всё и дело, что новая мода идёт не от низов, а от «сфер высоких» – властей республики. И что самое интересное, концентрируется эта критика вокруг лишь одной проблемы: семейственности и клановости в деле управления районными ЖКХ.


Не так давно электронная газета Интертат «наехала» на Бугульминского главу: фирма, которую возглавляет брат руководителя района, «оттирает» посредством административного ресурса конкурентов на рынке установки домофонов: 

Вздорные для наших широт претензии. Но подобные же претензии с недавних пор стали звучать и на более серьёзном уровне – проблему клановости в системе ЖКХ поднимали даже на Совете безопасности РТ. Наверное, многим до сих пор памятны просочившиеся выдержки из выступления экс-главы МВД по РТ Асгата Сафарова на одном из заседаний Совета, где тот журил муниципальных чиновников. Журил по-татарски, то есть корректно, без имён и фамилий, но суть – та же. То в одном N-ском районе Татарстана победителем тендеров на капремонт регулярно оказывался бизнесмен, близкий к семье руководителя районной администрации. То в другом – отец-глава обеспечил предприятиям ЖКХ своего сына муниципальными контрактами на 60 миллионов рублей... Кстати, многие тогда назвали выступление экс-министра скандальными, а отдельные оппозиционные наблюдатели даже обвинили его в шантаже и готовности развязать «войну компроматов».

Выступление было действительно странным. Хотя бы потому, что экс-министр неожиданно начал вскрывать «общественные язвы», которые в сложившейся административно-хозяйственной практике республики язвами-то никогда и не считались. Осваивать бюджетные деньги через «близкие» коммерческие структуры – да это скорее обязанность любого сколько-нибудь значимого должностного лица в республики, нежели грех. Ключевой пункт неформального внутриэлитного договора, который спаял нашу элиту в одну монолитную корпорацию и обеспечил республике два десятилетия политической стабильности. Кроме того, за негласным правом отдавать «своим» бюджетные подряды возникают и столь же негласные обязанности. Отдал контракт брату-свату, будь добр, обеспечь выполнение, лично отвечаешь. Не можешь? Какой ты, на фиг, руководитель... Такая вот простая, надежная и по своему справедливая логика, на которой стояла, стоит и стоять будет татарстанская земля. И с какого рожна, генерал, который был поставлен охранять и беречь эту систему, годами блестяще справлявшийся с этой задачей, сразу после своей отставки стал журить ее участников? Конечно, у многих возник такой вопрос...



А между тем ответ на него можно поискать в сферах далеких от конспирологических. Критика муниципальных руководителей за семейственность и клановость в сфере ЖКХ – это следствие лёгкой растерянности и реакция на новую, неожиданную проблему, с которой столкнулось руководство республики, и для которой пока не найдено оптимального решения. Суть проблемы в том, что некогда обычная и рабочая процедура замены-ротации глав городов и районов в последние годы стала превращаться в драматическую и дорогостоящую операцию, к выполнению которой привлекаются даже силы МВД и других силовых структур. И не всегда успешно...

Сценарий проблемной смены руководства района примерно следующий. Свеженазначенный глава по «вековой» татарстанской традиции немедленно пытается взять под контроль вверенную ему территории, пытается стать «хужя» – хозяином района. И, разумеется, в первую очередь взять под контроль все бюджетные и околобюджетные финансовые потоки муниципалитета. После чего натыкается на неожиданное сопротивление, а то и прямой саботаж со стороны ставленников бывшего районного руководителя. Причем повсеместно центр этого саботажа строится вокруг предприятий ЖКХ.

В прежние годы подобной проблемы просто не существовало. Предприятия и инфраструктура ЖКХ находились в муниципальной собственности, то есть под прямым контролем администраций, и при её смене управляющие МУПов немедленно «присягали» на верность новому главе или же безжалостно увольнялись как «несработавшиеся». Но в середине нулевых в районах Татарстана прокатилась волна приватизации предприятий и объектов ЖКХ. Они были выведены из-под непосредственного контроля муниципалитетов, а их конечными собственниками стали или лица очень близкие к руководству районов, или персонально само руководство, под чьим чутким контролем приватизация и проводилась. Заменив административный контроль над ЖКХ «священным» правом частной собственности, старые главы по сути сделали себя «несменяемыми». Во всяком случае, «выкурить» их влияние и вес в районе даже после формального ухода с поста руководителя муниципалитета стало задачей крайне затруднительной.



Подобно мине замедленного действия, неприятные политические последствия приватизации системы ЖКХ в городах и районах республики долго не давали о себе знать. Проблема «рванула» в 2010-м, когда новый президент Татарстана Рустам Минниханов провел масштабные перестановки в муниципалитетах республики – сменил треть глав администраций. Тут-то и выяснилось, что «ушедшие» главы вовсе не намерены «уходить» совсем. А у новых муниципальных назначенцев просто не хватает полномочий и ресурсов, чтобы взять район под свой полный контроль.

Прежние команды на правах собственников контролировали все ключевые объекты жизнеобеспечения – коммунальные сети, полигоны ТБО, автопарки спецтехники... За главами оставался лишь административный ресурс, очевидно недостаточный, чтобы отнять чужую собственность. Во всяком случае, быстро. И куцые муниципальные финансы, столь же недостаточные, чтобы вновь и уже втридорога выкупать в муниципальную собственность сети, полигоны и закупать новую спецтехнику. Учтите еще цейтнот по времени – территорию надо убирать, мусор - вывозить, снег - чистить, сети - поддерживать... По сути, новые назначенцы оказались в положении «голых» королей. И тут либо идти на поклон к «сильным» людям района, договариваться..., либо начинать с ними затяжную «войну» с непредсказуемыми последствиями.

Особенно жарко эти войны разгорелись в Елабужском и Верхнеуслонском районах, новые главы которых – Емельянов и Тимофеев – отказались от сотрудничества с прежними командами – людьми Гафурова и Осянина, соответственно. Больше года ЖКХ районов лихорадило. Чтобы взять под контроль местные водоканалы, их пришлось пропустить через процедуру банкротства. В районах рыскали силовики в поисках нарушений и повода пересмотреть приватизацию других объектов жизнеобеспечения. Не нашли, кстати. Я уже не говорю о многочисленных судебных тяжбах. А понимаете, что такое отказаться от услуг местных служб, например, по вывозу мусора или от услуг местного полигонов ТБО? Сделать можно, но выйдет в два раза дороже. Причем, и в Елабуге, и в Верхнем Услоне. Кстати, прошло уже более двух лет, а местные полигоны в этих районах по-прежнему закрыты. И так по всем позициям – от благоустройства до снегоуборки: приглашаешь иногородних – готовься раскошелиться по двойному тарифу. Точнее, готовься раскошелить своё население, ибо в конечном итоге именно оно оплачивает счета за ЖКХшные войны в районах. В итоге победа осталась за действующими главами, но какой ценой? Кстати, допускаю, что тот коррупционный скандал, в который «вляпался» бывший глава Верхнего Услона, случился не без стараний его оппонентов в районе. Слишком накалена там была ситуация.



Еще не известно, чья бы сторона взяла в этих войнах верх. Но на стороне глав оказалась поддержка правительства республики: десятки миллионов рублей были брошены в эти два района, чтобы не допустить в них жилищно-коммунального коллапса. Вряд ли Казань снова захочет быть втянутой в подобные истории...

Возможно, здесь следует искать корни той критики, которая периодически сыпется на головы муниципальных руководителей. В конце концов, жилищно-коммунальные «войны» в районах – это прямой вызов выстроенной в Татарстане «вертикали власти», покушение на «священное» право президента вести кадровую политику в регионах республики на свой вкус и усмотрение. Право, которое не смогла поколебать даже путинская реформа местного самоуправления, но которое медленно, но верно разъедает семейственность и клановость в среде районных руководителей.

 

Блог Николая АТЛАСОВА