В Казани будут судить интернет-блогера, который на одном из форумов пренебрежительно отозвался о татарском языке.  Мужчина обвиняется в разжигании межнациональной розни. Сам обвиняемый утверждает, что не хотел никого унизить и оскорбить, а всего лишь выступал за отмену обязательных уроков татарского языка для русских школьников… Это уже не первый случай, когда вопрос изучения русского и татарского языков в школах республики доводит родителей учеников до суда. Но пока обходилось без уголовных дел.  

Экспертиза показала

 

Сообщение о том, что 52-летний казанец Павел Хотулев предстанет перед судом по обвинению в возбуждении межнациональной вражды, облетело на минувшей неделе все татарстанские (и не только) СМИ. Согласно материалам уголовного дела, которое уже передано в Советский райсуд Казани, Хотулев в декабре прошлого года и в январе нынешнего разместил в соцсети «Мой мир@mail.ru», в сообществе «Русский язык в школах Татарстана», высказывания, унижающие достоинство лиц татарской национальности. Эксперты-филологи, к которым обратились следователи, подтвердили, что выражения Хотулева «содержат унизительные характеристики, негативные эмоциональные оценки и установки в адрес национальной (татарской) группы, пропаганду неполноценности граждан по признакам национальности, языка».  

 

Как сообщили нам в СУ СК РФ по РТ, сам Павел Хотулев вину в разжигании национальной розни отрицает. Мужчина пояснил следствию, что единственная его цель - добиться отмены или хотя бы сокращения объемов преподавания татарского языка для русских школьников.

 

По этому поводу Хотулев, у которого один ребенок уже закончил школу, а другой учится, писал во все возможные официальные инстанции - и в татарстанское министерство образования, и в российское, и в прокуратуру, и даже президенту России. Но отовсюду ему приходили ответы, что ситуация с изучением двух государственных языков в Татарстане не противоречит законам РФ и РТ. Потерпев неудачу в официальных органах, блогер начал высказывать свое недовольство в Интернете, что и подвело его под 282-ю статью УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека по признакам национальности, языка, происхождения, совершенные публично).

 

Как сообщил Интертат.ру старший помощник руководителя СУ СК РФ по РТ Эдуард Абдуллин, Павлу Хотулеву грозит до двух лет лишения свободы.

 

Настоящий буйный?

 

«А не притянули ли статью для Хотулева за уши?», «Судить за то, что человек высказал свое мнение, да еще в Инете - абсолютный бред», «Интересно, а что он такого сказал? Высказывания в студию!» - такие комментарии сопровождают размещенные в СМИ материалы о предстоящем суде. Также сквозь комменты красной нитью проходит мысль, что Хотулева  решили судить «для баланса» - ведь подозреваемых по делу о покушении на муфтия задерживают сейчас пачками,  и эту ситуацию нужно уравновесить, поскольку у нас толерантность. 

 

А действительно, что такого сказал Хотулев? - поинтересовались мы в Следственном управлении СК РФ по РТ.  Однако там отказались разглашать содержание криминальных высказываний, равно, как и информацию об экспертах, в компетентности которых сомневается сейчас интернет-сообщество. 

 

Зато сам Павел согласился предоставить Интертат.ру материалы, за которые его привлекли к уголовной ответственности, предварительно сообщив, что «ничего такого» там нет, поэтому он будет настаивать на независимой экспертизе…

 

Ознакомившись с текстом реплик, не рискнем привести их полностью, дабы не нарваться на «экстремистскую» статью вместе с автором, передадим лишь краткое содержание. В одном из высказываний Хотулев сравнивает татарский язык по звучанию с лаем дворняжек и звуком работающего отбойного молотка, в другом - ставит вопрос о разделении республики по национальному признаку (чтобы русские и татары не мешали друг другу жить), в третьем - призывает свергнуть федеральную власть, которая не способна защитить интересы русского населения.

 

Признаться, даже странно, почему Хотулева решили судить только по одной статье, тут и на несколько набирается. Хоть с экспертами, хоть без. Так что вопрос «что такого он сказал?» более не актуален. Сказал. Как раз то, что требуется для обвинений в экстремизме. Может, Павел и не читал УК РФ, но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. 

 

Другой вопрос - почему кому-то приходится отвечать за свои слова, а кому-то нет? Ведь на форумах в Интернете не один Павел Хотулев зажигает, то бишь, разжигает. Там и в адрес русских можно найти много нехороших и оскорбительных слов. Да что на форумах! Минувшей весной, когда в Казани проходили митинги «в защиту русского языка», представители ВТОЦ, которые встали в оппозицию митингующим, тоже не выбирали выражений. И тексты на плакатах у них были весьма красноречивые: «Татарстан - не Россия» и пр. И что? И ничего.

 

 

 

 

 

Возможно, потому, что правоохранительные органы давно уже не воспринимают всерьез татарских националистов? Дескать, покричат, как обычно, и разойдутся. Но ведь и Хотулев, если уж честно, вряд ли пойдет с вилами на Кремль - выключит свой компьютер, попьет чаю, да и спать ляжет.  Жизнь все больше учит нас: тот, кто много кричит и выступает, но не прячет при этом своего имени и лица, реальной опасности для общества не представляет. Настоящие гадости делаются исподтишка.    

 

Родители поднаторели 

 

В любом случае то, что материалы про Хотулева оказались самыми читаемыми в СМИ за последние дни, доказывает, что тема изучения татарского и русского языков в школах по-прежнему не остывает. Многолетние доводы чиновников Минобрнауки РТ о том, что оба госязыка изучаются у нас на паритетных началах и в равных объемах, не убеждают недовольных родителей, среди которых и русские, и татары, и люди других национальностей.  Меняются поколения школьников, появляются новые  родители, которые требуют отставки доставшегося на их век министра образования РТ (министры ведь тоже меняются) и обращаются в суды с требованием отменить паритет и предоставить детям возможность изучать родной язык в большем объеме, чем неродной - будь то хоть русский, хоть татарский.

 

Так, в 2004 году отец казанского школьника, юрист Сергей Хапугин дошел аж до Конституционного суда России, оспаривая норму об изучении русского и татарского языков в равных объемах. Суд тогда решил, что «к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях РТ необходим дифференцированный подход». Однако ситуацию это не изменило, ведь детей в школах и так делят на группы при изучении татарского, - значит, подходят дифференцированно.

 

После Хапугина судились еще несколько родителей, результат - тот же, то есть нулевой.

 

Сегодня, когда Интернет стал «коллективным организатором», у недовольных родителей появилась возможность сплотиться - теперь они пишут письма в инстанции со множеством подписей и периодически выходят на уличные митинги. Надо сказать, что нынешние протестующие папы и мамы заметно отличаются от своих предшественников десяти- и пятнадцатилетней давности: они хорошенько поднаторели в учебных планах, образовательных стандартах и в разговорах с чиновниками оперируют уже не эмоциями, а фактами. При этом родители стали лояльнее: в большинстве своем они не требуют отмены обязательного изучения татарского языка, но требуют сокращения часов.     

 

 

 

 

Тем не менее, надеяться на то, что этот протест сойдет на нет и ситуация рассосется сама собой, не приходится. Ведь не рассосалась же до сих пор. Значит, из ситуации нужно искать выход.

 

«Не дело, что уроки татарского стали камнем преткновения. Учить язык соседа - дело добровольное и не стоит пикетов и фотографий в СМИ», «Любое принуждение рождает отторжение», «Учить татарский язык в школах необходимо, равно как и снизить количество его часов для русских», «Знание дополнительного языка полезно любому. Если бы еще дети действительно знали татарский после школы…» -   рассуждают  на форумах вменяемые интернет-пользователи, которые не опускаются до перепалок и взаимных оскорблений, а предпочитают конструктивное общение.  

 

Пожалуй, властям стоит прислушаться к этому «гласу народа». Ведь язык в принципе не должен никого разделять, он должен объединять.